Артпроект - Главная
о фондепроектыжурналыиздательствоконтакты
Русская версияEnglish version

 Артпроцесс

 
02.08.2018

Тактильный нарратив

Выставка «ТЕКСТиль» в Новом крыле Дома Гоголя рассматривала возможные взаимосвязи текста и текстиля. Идея принадлежала Ольге Божко, часто обращающейся к текстилю в собственной художественной практике. Кураторы Луиз Морин и Ольга Божко составили из работ 27 участников тематические разделы-комнаты: «Пальто», «Коды», «Униформы…», каждая со своей атмосферой. Начиналась выставка, как и положено, с гардероба – проект Александра Петрелли и его галереи «Пальто». Мария Арендт вышила на подкладке пальто...

Выставка «ТЕКСТиль» в Новом крыле Дома Гоголя рассматривала возможные взаимосвязи текста и текстиля. Идея принадлежала Ольге Божко, часто обращающейся к текстилю в собственной художественной практике. Кураторы Луиз Морин и Ольга Божко составили из работ 27 участников тематические разделы-комнаты: «Пальто», «Коды», «Униформы…», каждая со своей атмосферой.

Начиналась выставка, как и положено, с гардероба – проект Александра Петрелли и его галереи «Пальто». Мария Арендт вышила на подкладке пальто письма и воспоминания своих бабушки и дедушки имитируя дневниковые записи («Дневник художника»). Сам Петрелли и Софья Израель сделали объект-мистификацию – пальто маленького Саши Петрелли с кубиками, в которые он якобы играл в детстве («Пальто в детстве»). Валерий Чтак, в чьих картинах нередки цитаты из чужих текстов, написанных в стилистике граффити, в .Я. Н. А. («Я не Альберт») апроприировал текстовые работы художника-концептуалиста Юрия Альберта.

Далее комната-подворотня Ольги Божко «Сказано связано» с вязаными «граффити», фиксирующими высказывания уличных художников. Контраст брутального кирпичного фона и домашнего рукоделия создавал неожиданный эффект.

Третью занял Жора Литичевский с текстильным триптихом «Рвать и комкать, или Три автопортрета в образе Ролана Барта и Сьюзен Сонтаг». Для пионера русского арт-комикса Жоры Литичевского ткань – один из любимых материалов, а для историка Г. Литичевского гобелен – это прото-комикс, на котором многие века ткались и вышивались истории о реальных и выдуманных событиях.

В комнате «Искусству – быт» в домашнем интерьере собрали работы Наталии Арендт, группы ЕлиКука, Наталии Стручковой, Икуры Куваджима на тему быта и женского рукоделия. Все работы связаны с темой бесконечности домашних дел. Ксения Сорокина вышила на салфетке фразу «One day business» (Один день работы), столько длилось ее изготовление. Здесь вопрос о современном понятии рабочего времени, где рыночная стоимость и время труда не коррелируют. Овальные картины Марии Арендт развивают тему занятий литературным творчеством как необременительного досуга светских дам.

Плафон с вплетенным в него лозунгом «Дамы вперед» отсылает и к светскому этикету, и к феминистским требованиям. Обложка книги-объекта «Я, Обломов» фотографа Икуры Куваджима сделана в виде подушки и идеально впишется в интерьер любого лентяя.

Рассматривая ковер как протоэкран, Наталья Стручкова создала свою версию визуальной ткани для медитации – текст на ней замещен компьютерными стрелками-символами и геометрическими фигурами («Полная картина ниспослания великой мудрости, продлевающая жизнь»). А ее работы из серии «Своими руками. можно повесить на стену как арт-объект или использовать как коврики для сидения на стуле. Экспозиция этого зала, да и вся выставка «ТЕКСТиль», пример того, как тонка и порой неразличима грань между искусством и утилитарностью.

Тема пятой комнаты «Униформа. объединила художников, которые работают с визуальным кодом города и создают для него «одежду». «Термитник» Дмитрия Булныгина – унифицированное городское «платье».

В коллекции одежды Светланы Шуваевой в качестве паттерна используется ненормативная лексика городских граффити, перенесенная на ткани в виде нежных романтических орнаментов. Проект «Сигнальный гардероб» объединил ряд работ группы MишМаш, Шуры Чернозатонской и Оли Петруненко. Они предлагают жить в одежде, как в архитектуре. Ирина Корина в инсталляции «Хвост виляет кометой» передает ощущение москвичей от нескончаемости больших и малых строительных работ, ставших неотъемлемой частью городского ландшафта.

В комнате «На сон грядущий» произведения художников объединены темой сна и размышлениями о природе реального и метафизического. Сюжеты рисунков Марии Чуйковой из серии «Небесная кулинария», переведенные в векторную графику, а затем вышитые на машинке, напоминают и кулинарные рецепты, где облака – главный ингредиент всех блюд, и попытку разгадать сновидения. Георгий Острецов на белых офисных рубашках

с помощью трафаретов и краски воспроизводит галерею новых городских персонажей и супергероев. Аркадий Насонов в «Этимологии сновидений, или Бессоннице Насонова» показывает коллекцию подушек с изображением знаменитостей, в фамилии которых, так же как и у него, есть корень «сон». Людмила Константинова создает лоскутные панно с лозунгами «Все Ничего» и «Hello Reality», их простенькая цветочная расцветка и вытянутый шрифт отсылают к эстетике 1960-х.

Седьмая комната – «Коды». Художники: Хаим Сокол, Устина Яковлева, Витас Стасюнас, Александр Петлюра используют текстиль для создания метафорического контекста. «Надо ждать» Стасюнаса – ковер из узлов, архаичного способа измерения времени и записи информации. Представляя вниманию зрителя изнаночную сторону и скрывая лицевую, автор создает своеобразный шифр, требующий распознавания. Хаим Сокол в проекте «Красный и грязный» исследует символику цвета, его социальный и политический нарратив.

Последняя комната – «Слово не воробей». Работы Алексея Трегубова, Дарьи Кротовой и Алисы Йоффе объединены черно-белой эстетикой и аллегорическим подходом к теме. Трегубов предлагает прокатиться на самокате, оставляющем на половике следы в виде поэтических строк, которые наслаиваются друг на друга, а затем затаптываются посетителями. Даша Кротова в работе «Война и мир» вышила рисунки своего сына на окон-

ных шторах. Если потянуть за веревочку, за ними, как за театральным занавесом, откроется окно на улицу.

В современном мире люди все меньше читают, зато поток визуальной информации неуклонно возрастает. Нам нужно ее мгновенно идентифицировать и расшифровать, в том числе с помощью культурных кодов. Выставка представила разные стороны этого феномена – новые явления текстуальной визуальной культуры, процесс поглощения нарратива фото- и видеообразами и примиряющие арт-терапевтическое воздействие тактильных практик.

Текстиль и текст можно было рассматривать как равноправное визуальное сообщение посетителям. Выставка показала, что эти два слова вовсе не случайно имеют общий корень.

Ирина Сосновская

Фото предоставлены: Ольгой Божко, Луиз Морин

Информационные спонсоры журнал «Декоративное искусство» и Фонд «Артпроект».

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
События
Критика
Проекты
Книжная полка
КультМедиа
Мастерская художника
Арт Трэвел
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2009-2016 Материалы и фотографии разрешается использовать только со ссылкой наwww.fondartproject.ru

follow artproject on:

Разработка сайта www.krable.com