Артпроект - Главная
о фондепроектыжурналыиздательствоконтакты
Русская версияEnglish version

 Артпроцесс

 
25.02.2012

Техническое решение Стива Маккуина

Художник Стив Маккуин снял фильм "Стыд". Что это значит для современного искусства узнал Сергей Гуськов

Может показаться, что в фильме "Стыд" Стива Маккуина разыгрывается самая очевидная карта — критика современного общества с позиций вчерашних или даже позавчерашних ценностей. Такой ход мог бы служить примером завуалированного брюзжания и, естественно, разочаровал бы киноаудиторию британского режиссера, а по совместительству художника и лауреата Премии Тернера 1999 года, которая сформировалась благодаря его предыдущему фильму "Голод" (2008). Какие еще подозрения могут возникнуть, если с первых кадров нам рассказывают о человеке, который только и думает о сексе? Однако не успеваешь разочарованно подумать: "Ну началось морализаторство!", — как режиссер плавно меняет оптику. Главный герой Брэндон, которого играет Майкл Фассбендер, безотрывно смотрит на женщин. Он как машина — как механизм, беспрекословно подчиняющийся алгоритму, заложенному в него. В его взгляде нет страсти, а игра актера в эти моменты мало отличается от игры Шварценеггера в "Терминаторе". Некоторые сцены можно проинтерпретировать как трагичные, но, как уже отмечали многие рецензенты, после просмотра остается ощущение, что никакой трагедии так и не случилось. Мир, в котором живет Брэндон, лишен конфликта, который смог бы породить трагедию. Герой качает из интернета и смотрит гигабайты порнографии, но мы знаем, что сама окружающая его реальность построена на хардкорном потреблении удовольствий так же, как его любимые сайты. Но Маккуин не хватается за тему общества потребления, можно даже сказать, что он ее избегает, как и других больших тем. Просто беспричинная "сексуальная одержимость" может держать зрителя в напряжении, подстегивать его интерес. Режиссер решает таким образом чисто технический вопрос и в этом смысле ведет себя так же, как и его персонаж.

Оценивая фильм, многие выводят определенные режиссерские решения из того факта, что режиссер — художник. Во фразе "художник снял фильм" заложены два прочтения. Для одних присутствие художника в кинопроизводстве является гарантией того, что будет "красиво": речь не столько о пресловутой "живописности", которая в данном фильме есть (в частности, эпизод, построенный на контрасте крови и мертвенно-бледной кожи), сколько о мастерском использовании технических приемов, доступных, впрочем, и тем кинематографистам, которые не имеют художественного бэкграунда. Другая часть зрителей ждет от художника в кино того же, чего от него ждут собственно в современном искусстве — анализа языка и исследования социальных условий создания произведения, вопросов об институциональной природе искусства и размышления над собственными основаниями. Но все это, опять же, существует в кинематографе и так, без всякого влияния со стороны искусства. Маккуин деконструирует язык порнографии, но в этом нет ничего специфически художественного. Когда говорят, что художник снимает фильм, наш разум сразу же порождает иллюзии. Но нельзя недооценивать как первое, так и второе ожидание, несмотря на их, с одной стороны, явный антагонизм и столь же явную обманчивость, с другой. Они нужны для того, чтобы стимулировать наше внимание так же, как упоминание о Премии Тернера в первом абзаце.

 

Сергей Гуськов специально для "Артпроцесс"

Кадры из фильма © 2011 — Fox Searchlight

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
События
Критика
Проекты
Книжная полка
КультМедиа
Мастерская художника
Арт Трэвел
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2009-2016 Материалы и фотографии разрешается использовать только со ссылкой наwww.fondartproject.ru

follow artproject on:

Разработка сайта www.krable.com