Артпроект - Главная
о фондепроектыжурналыиздательствоконтакты
Русская версияEnglish version

 Артпроцесс

 
14.05.2012

Триеннале текстиля

Раз в три года в Лозди собираются лучшие художники, работающие с текстилем. В этом году для 14-й выставки жюри отобрало 130 экспонатов из 50 стран.

Лодзь — уютный и красивый город в центре Польши с населением чуть меньше миллиона человек. Расцвет так называемого восточного Манчестера продолжался более ста лет, и связан он был с бурным развитием текстильных и швейных фабрик. Строились роскошные дома для знати и добротные для рабочих. Сохранилось много живописных уголков и парков. Огромный, богатейший Музей текстиля в здании самого знаменитого ткацкого производства под названием «Белая Фабрика» был открыт в 1959 году. Постепенно старые помещения перестраивались и приспосабливались к новым задачам. Этот процесс не останавливается и в наши дни. Приехав на открытие 13-й Триеннале в 2010 году, мы увидели, что примыкавшее к музею до этого заброшенное здание реконструировано и приведено в современное состояние. Теперь это великолепные дополнительные экспозиционные площади, несколько этажей двусветных залов, оборудованных специальным освещением и перемещающимися стенами для повеса.

Триеннале художественного текстиля регулярно проходят в стенах Центрального музея с 1959 года. Это старейший и крупнейший международный смотр современных тканей. Художников и произведения для показа отбирают постоянные консультанты, представляющие свои страны. Параллельно работает профессиональное жюри. По условиям организаторов вещи собирают примерно за два месяца до открытия. Их много, они чрезвычайно разнообразны. Дизайнерам, осветителям и повесчикам требуется немало времени, чтобы из этого многообразия создать нечто целое. Все стараются уделить внимание каждой работе, выявить в ней самое важное и интересное, чтобы вписать в общий замысел и концепцию выставки. Личное недовольство исключить нельзя, но впечатление от шоу всегда остается как от целого, единого произведения искусства, которое интересно смотреть и рассматривать с разных сторон и в разное время, так как экспозиция живет и работает в течение шести месяцев.

Открытие 14-й Триеннале состоялось 6 мая 2013 года. Сюда по традиции собралось много гостей, друзей, коллег, молодежи — праздничное, нарядное интернациональное сообщество. За счет музея всегда издается подробный каталог, который все участники получают в подарок. На открытии также объявляются победители конкурса, выбранные специальным жюри. Всеобщий праздник выливается в нелегкий труд осмотра и осмысления главной экспозиции, занимающей четыре этажа и каскада сопутствующих 18 выставок, персональных, национальных, молодежных, студенческих и преподавательских, мини-текстиля. Разворачивается большое и яркое событие, собирающее энтузиастов со всего света, преданно работающих, несмотря на все перемены, происходящие вокруг, несмотря на сомнения и скепсис различного происхождения.

С незапамятных времен до нас дошли замечательные образцы вышивок, ткачества, разнообразных изделий из тканей, так называемого народного и самодеятельного творчества. С появлением массового производства возникла потребность в мастерах, получивших профессиональное художественное образование в области живописи, рисунка и, конечно, технологий. Промышленникам нужны были и дизайнеры.

Работая над эскизами, художники не могли долго оставаться в рамках устоявшихся технических возможностей, так появились новые техники. Возникают также уникальные и неповторимые авторские высказывания, использующие привычные текстильные приемы, но уже для других целей. Вещи отрываются от своих мест, занимают стены пространства. Но вековая привычка, устоявшееся понимание бытности, мягкости, утилитарности текстиля, уютная каждодневность сдерживают, как мне кажется, раскрепощение художников этого направления. Но и возвращения к воспоминаниям и истокам никто не отменял. Знаменитая в 1990-х годах американская художница Терри Мангат (Terrie Hancock Mangat) на международной выставке «Quil National» 1997  года в США показала большое панно ручной работы в виде одеяла, накинутого на кровать реальных размеров, интересно выполненную из сучков и веток. Работа поразила жюри, и художник получил первую премию. Похожие процессы происходят и в других видах так называемого декоративного искусства. Разумеется, деление на стекольщиков, керамистов, текстильщиков обусловлено принадлежностью к определенным производствам и технологиям.

Вспоминая Лодзинские триеннале разных лет, в которых я участвовала как художник со своими работами, как постоянный консультант с российской стороны и как человек, случайно родившийся в этом городе после Второй мировой войны, невольно отмечаю, как любование самим материалом, желание выявить особенности текстуры и поверхности постепенно заменяются играми с формой, абстракциями, во многих из которых вообще не присутствует ткань. На первый план выходят бумага, пластмассы, дерево, металл, фотографии, различные предметы материального мира. На этом фоне в 2010 году на 13-й Триеннале удивительным образом выделился, засиял достаточно традиционный фигуративный камерный гобелен Лии Альтман «Чистое небо» и заслуженно был отмечен премией Союза художников Польши. Иногда берет свое тоска по классике. Однако декоративные искусства в силу многих причин, оторвавшись от своего прямого назначения — оформлять, усиливать воздействие архитектуры, иногда смягчать, осуществлять связь с аудиторией, создавать все новые и новые предметы быта — ищут свое место в контексте современного художественного процесса. На наших глазах происходит новый виток синтеза искусств. Неважно, к каким средствам прибегает художник. Важен только результат. Ярко прозвучала впечатляющая ретроспектива творчества Магдалены Абаканович (Magdalena Abakanowich) в Городской художественной галерее, организованная в рамках триеннале, демонстрировавшая диапазон от традиционного текстиля до пространственных вещей, отмеченных полной личной свободой.

В этом году в грандиозной выставке 14-й Международной триеннале художественного текстиля Россию представляли С. Гавин, А. Гораздин (оба — Москва) и Е. Ткаченко из Санкт-Петербурга.

Триеннале — это замечательная возможность посмотреть на себя со стороны на фоне общих мировых тенденций, а для многих — удачный старт и мотивация движения вперед.

Крупное панно «В остатках сна рождалась явь», с которым я впервые приехала в Лодзь в 1996 году, после долгих перемещений заняло место в постоянной экспозиции музея «Arts & Design» в центре Нью-Йорка.

Лидером этого года стала польская художница Магдалена Собон, мастер в области ручной художественной бумаги. За композицию «Марс» большого размера (круг из мятой, прошитой нитками бумаги с таинственным светом, исходящим изнутри работы) ей был присужден Гран-при. Не сразу понимаешь, из чего создано произведение, да это и не важно. Главное здесь — эмоциональный посыл, вибрации тревоги, красоты и величия.

В каких бы направлениях и тенденциях ни работал художник, убеждаешься, что, когда энтузиасты собираются вместе, происходит что-то очень важное для каждого в отдельности и для всех вместе.

Материал опубликован в журнале "Декоративное искусство" #5/416

Текст: Наталья Мурадова

Фото: Тимур Сажин

Место: Лодзь, Польша

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
События
Критика
Проекты
Книжная полка
КультМедиа
Мастерская художника
Арт Трэвел
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2009-2016 Материалы и фотографии разрешается использовать только со ссылкой наwww.fondartproject.ru

follow artproject on:

Разработка сайта www.krable.com