Артпроцесс

 
15.05.2014

Уличное искусство Бруклина

Пожалуй, нет ничего столь влияющего на настроение горожан, чем прихоти климата. Непостоянство погоды может менять город до неузнаваемости. Подобной силой обладает и искусство.

Художественные интервенции в тело города вносят элемент стабильности в изменчивый внешний контекст: при любой погоде они способны сделать Сан-Франциско еще более радостным, Лондон не таким хмурым, а вечно обделенную солнцем Москву чуть приветливее. Художник, работая с городом, стремится улучшить среду пребывания человека, сделать подчас враждебное городское пространство более комфортным для жизни и творчества. Вкрапления искусства на улицах, стенах и проводах, его присутствие в переходах и закоулках несут в себе положительный заряд, даже если произведение содержит критическое высказывание, а само место заставляет задуматься о собственной безопасности. Неоднородная городская сеть, где-то разрушающаяся, где-то развивающаяся или создаваемая вновь, предстает в новом цвете в прямом и переносном смысле, когда оказывается обработанной художниками. Постройки разной этажности и площади, похожие на гаражи, склады и бараки, в каких-то случаях таковыми и являющиеся не обладают ничем примечательным. Обычные свидетельства хаотично развитого мегаполиса, перешагнувшего энное количество десятилетий (а в некоторых случаях и столетий) в своем развитии. Эстетика этих построек, открытых пространств и улиц обветшала раньше, чем их функция. Обновления, производимые в центре города, парковых зонах и сооружениях для властных структур и церемониала, не затрагивали эти объекты. Окраины города и любые другие места, где забота властей имела случайный и эпизодический характер, чаще всего были лишены санкционированных элементов украшения. Такими выглядели многие районы Нью-Йорка, если бы в какой-то момент город не утвердился в качестве центра уличной культуры.

Теперь уже не важно, как далеко до центра Манхэттена, сколько учреждений местной власти и количество зеленых насаждений поблизости. Даже, напротив, чем всего этого меньше, тем больше простора для воли художника, для создания образа места.

Подобное развитие претерпел не один район Манхэттена, Бруклина и других боро (единица административного деления Нью-Йорка) американского мегаполиса. Хрестоматийный пример — Сохо, а затем и Челси на Манхэттене, в прошлом индустриальные, с большим количеством фабрик и производств и соответствующей атмосферой. Ныне во многом благодаря художникам эти районы числятся богемными и дорогими. Уличная культура привнесла сюда свои образы, спровоцировав большие изменения на местах. Теперь эта зона «оккупирована» институциа-лизированной частью искусства, коммерческими галереями вроде гиганта арт-мира Gagosian Gallery и коллегами поскромнее. Весной 2015 года сюда готовится переехать Музей американского искусства Уитни (Whitney Museum of American Art) в новое строящееся для него здание (архитектор Ренцо Пиано, один из основателей хай-тека в архитектуре, строивший также Музей современного искусства Аструп-Фернли (Осло), научный музей NEMO (Амстердам) и совместно с Ричардом Роджерсом Центр Помпиду в Париже). Еще один пример удачной джентрификации — парк Хай-лайн (High line), сооруженный на месте не используемой по назначению наземной ветки метро. Впрочем, центр уличной жизни давно уже сместился в соседний Бруклин: площадь значительно больше, арендные цены ниже, места не такие претенциозные, а стены обшарпаннее. Стрит-арт, всегда тяготеющий к честности и простоте, выглядит здесь как нельзя кстати. Хотя, надо признать, роскошные небоскребы одного из самых известных городов на планете от подобного соседства с качественным уличным искусством лишь выигрывают. Эпитет «креативный» нельзя применить к месту, если там нет выставочного зала, галерей разных уровней для клиентов разного достатка и какой-нибудь бывшей фабрики с архитектурными и дизайн-бюро и пиар-агентствами. Часто стрит-арт как бы обслуживает подобные структурные изменения в городе, являясь еще одним маркером «креативного места», обычно дополнительным. Но точно не в Нью-Йорке. Если галереи здесь сосредотачиваются в своеобразные галерейные гетто (которых в городе довольно много, например, Челси или Вильямсбург), а креативные кластеры сейчас уже от собственно искусства могут быть довольно далеки, то удачные примеры стрит-арта можно встретить практически повсюду (неудачные, кажется, есть на каждой крыше). Уличный художник Бэнкси проводит здесь выставки, придумав новый формат (в октябре 2013 года художник сделал выставку «Better Out Than In», в ходе которой создавал новые граффити в разных районах города, публикуя информацию о свежих работах на специально созданном сайте), а предприимчивые галеристы пытаются покупать и продавать граффити. Конечно, стрит-культура была бы ненастоящей без противостояния девелоперов. Арт-центр «5 Points», расположившийся по соседству с MOMA PC1 (филиалом знаменитого музея в Куинсе), полностью покрытый граффити и тегами, ставший уже почти легендарным местом для нью-йоркского андеграунда, возможно, прекратит свое существование. После принятия решения о сносе здания для освобождения территории под апартаменты класса люкс владельцы постройки пытались закрасить ее в белый цвет, встретив нешуточное противодействие общественности. Кураторы подали иск в суд и заявку на присуждение объекту статуса достопримечательности. Пока суд вынес решение приостановить снос.

В чью бы пользу ни разрешился спор, безусловно, стрит-арт — важнейший элемент современного, дружественного к уличной культуре Нью-Йорка. Даже количество мусора на дорогах становится незаметным, а число облаков на небе неважным, когда вокруг на стенах домов эти произведения, сочетающие в себе и объект для фотосъемки, и предмет судебного разбирательства, и ориентир в арт- маршрутах.

Текст и фото Андрей Лукин

 

Tweet

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
Парк не на земле
Дефицит парковых зон в современных мегаполисах трудно восполнять. Там, где земельных участков не хватает, архитекторы и дизайнеры предлагают оригинальные идеи... | 15.05.2014
Третий московский урбанистический форум
Третий московский урбанистический форум «Мегаполисы: Развитие за пределами центра», прошедший в декабре 2013 года, стал международной экспертной и... | 15.05.2014
События
№1/422 2017
Декоративное искусство № 1/Лето 2017 | 30.08.2017
Критика
Перспективное предложение, или поиск запасного выхода
ХХI век ставит перед дизайнерами новые задачи. В чем различие и что общего в подходах к их решению в Голландии и России? | 15.05.2014
Проекты
Залесье. Традиции народной свистульки
Всероссийский фестиваль народного творчества «Залесье. Традиции народной свистульки» Переславль-Залесский (19 и 20 июля 2014 года) | 15.05.2014
Книжная полка
Расширение географии
В Самаре появились в продаже журналы "Диалог искусств" и "Декоративное искусство". | 02.10.2013
КультМедиа
По страницам журнала "Frieze"
Артпроцесс продолжает знакомить вас с важными медиа в сфере культуры. Сегодня рассказ о лондонском журнале "Frieze". | 20.10.2012
Мастерская художника
"Мастерские художников" останутся в архиве МMOMA
Фонд "Артпроект" закончил первый этап исследовательского видеопроекта "Мастерская. Художник и время" | 18.06.2013
Арт Трэвел
Уличное искусство Бруклина
Пожалуй, нет ничего столь влияющего на настроение горожан, чем прихоти климата. Непостоянство погоды может менять город до неузнаваемости. Подобной силой... | 15.05.2014
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2023