Артпроект - Главная
о фондепроектыжурналыиздательствоконтакты
Русская версияEnglish version

 Артпроцесс

 
12.11.2010

Универсум академии

Центральная академия изящных искусств Пекина

Центральная академия изящных искусств Пекина (CAFA). 23-летний студент готовит свою первую большую выставку в пекинской галерее. Многие его работы продаются более чем за 3 тысячи долларов каждая. А ведь у него еще даже нет диплома. «Вот одна из моих новых работ», — с гордостью говорит он, показывая сексуально-провокационную картину с изображением обнимающейся пары. В марте 2009 года состоялась его персональная выставка в Сингапуре. Хорошо это или плохо, когда молодые художники имеют такой быстрый успех?

Институции европейского академического художественного образования сыграли фундаментальную роль в развитии современного китайского искусства. Большинство известных мастеров современного искусства Китая — порождение академической системы художественного образования. В начале ХХ века реформатор образования Цай Пей пропагандировал истеблишмент академий художеств и доказывал большое значение эстетического воспитания и художественного образования. В первой половине ХХ столетия художники Лин Фенмиан и Шо Бейхон, учившиеся в Европе, пользовались особым влиянием и доверием властей и разрабатывали и продвигали систему художественного образования, основанную на европейских моделях и методике. Они стремились в своей работе синтезировать западные и традиционные китайские стили.

На первом и втором национальных конгрессах (1949 и 1953) цели образовательной доктрины для академий художеств пересматривались согласно учению Мао Цзедуна, видевшего в искусстве прежде всего политический инструмент. В тот период под руководством гравера и деятеля в сфере образования Жаня Феня академическая система трансформировалась согласно советским образовательным моделям. Вплоть до сегодняшнего дня в Китае европейские модели XIX века и советские модели продолжают функционировать в большинстве курсов художественного обучения на уровне университета и академии.

В эпоху «культурной революции» большинство академий закрылось или в них применялись упрощенные формы преподавания, тогда студентов и преподавателей посылали в деревню, чтобы они «учились у масс». Когда в 1979 году в Китае вновь открылись академии изящных искусств, несколько тысяч абитуриентов соревновались за поступление, такой интерес стимулировал и развитие художественного образования в 1980-е годы. В то время в академиях художеств студенты получали очень ограниченную информацию о зарубежном искусстве только благодаря визитам зарубежных учителей, художников и студентов, публикациям в журналах и каталогах и путешествиям. Свобода творческого выражения появилась после 1989 года. Но лишь в 1990-е годы ситуация стала более терпимой, а граница между официальным и неофициальным искусством — четкой.

Однако возрастающая коммерциализация искусства оказывает негативное воздействие на студентов. По словам преподавателя Шу, раньше студенты испытывали сильное увлечение искусством, без него не мыслили своего существования. «Центральная академия была кузницей талантов. В наши дни общество изменилось, все больше студентов рассматривают искусство лишь как выгодную работу. Студенты стали более практичными». Некоторые китайские академии изящных искусств превратились в плодородную почву для формирования «горячих» молодых художников и дизайнеров, чьи произведения в ускоренном темпе приобретают дилеры в Пекине и Шанхае. Академия художеств Пекина стала настолько избирательна, что каждый год отсеивает 90 процентов абитуриентов. Многие преподаватели — миллионеры, а ее бывшие ученики в наши дни стали самыми успешными, признанными во всем мире художниками, включая Лиу Веи, Фана Лижуна, Чжана Хуаня.

Эта ситуация характерна и для ведущих художественных институтов страны. У Центральной академии изящных искусств, в которой обучались самые талантливые студенты, появилось большое отделение в Восточном Китае, в Ханьчжоу. В Западном Китае Сычуанский институт изящных искусств, где учились самые известные художники, в 2009 году имел более 64 тысяч абитуриентов на 1600 мест.

В условиях бума рынка современного искусства Китая студенты академии стали настолько популярными, востребованными, что коллекционеры приезжают в кампусы в поисках очередной арт-звезды. А на ежегодных выставках в Академии изящных искусств студенты указывают не только свои имя и название работы, но и электронный адрес и номер мобильного телефона. «У нас лучшие студенты и лучший факультет в Китае, —говорит Жу Ди, директор, отвечающий за выпуск студентов. — Мы обеспечиваем студентам блестящее будущее».

Хотя Пекинская академия в наши дни пересматривает свою миссию, отказывается от прошлых консервативных установок, ее все более успешные отношения с художественным рынком вызывают тревогу у специалистов осознающих, что студентов следует защищать от коммерческого давления. «Покупатели приходят в академию посмотреть на работы следующего Чжана Сяогана», — сказал Чень Ксидань, дилер из Пекина, напоминая о звезде, чья картина на «Сотбисе» в Лондоне в феврале 2009 года была продана за 3,3 миллиона долларов. Покупатели вступают в контакт со студентами еще до окончания ими академии, заявляя, что «все купят». Впрочем, подобный феномен в последние годы наблюдается и в «горячих» художественных колледжах в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. Разумеется, подобная практика может представлять опасность для творческого развития молодых художников, им нужно время для развития своих креативных возможностей.

Китайские искусствоведы считают, что нынешний расцвет художественного образования также объясняется все более снисходительным отношением китайского правительства к экспериментальному искусству, которое когда-то находилось под запретом. В то время как в Пекине все еще подвергается цензуре искусство, в котором, по мнению правительственных чиновников, обнаруживались нападки на политику правительства, включая критические изображения компартии, критику реформ в сфере экономики и рынка, отношение руководства Китая к экспериментальному искусству меняется. И методы, и формы обучения в Центральной академии изящных искусств значительно трансформировались.

В 1980-е годы академия занимала небольшое пространство возле площади Тяньанмын в центре Пекина, а в обучении доминировала жесткая система в традициях советского соцреализма. На факультете 200 студентов обучали канонам соцреализма, ориентируя их на работу с правительственными заказами.

Сегодня для кампуса академии отведено 33 акра. В академии обучаются более 4 тысяч студентов и функционируют факультеты живописи маслом, гравюры, скульптуры, настенной живописи, экспериментального искусства, дизайна, архитектуры. Факультет живописи маслом, созданный в 1918 году, за 90 лет сформировал свою академическую традицию обучения, пять мастерских факультета основаны на разных стилях преподавателей-художников.

Созданный в 1954 году факультет гравюры был первым в Китае, специализировавшимся на гравюре, с мастерскими ксилографии, гравюры на меди, на линолеуме и шелкографии.

В новом здании академии, недалеко от площади Тяньанмын, есть кафе, столовые, просторные аудитории и мастерские, сложное оборудование, включая сверхмощные компьютеры и видеосистемы стоимостью 200 тысяч каждая. Имеется также музей площадью 4 километра 800 тысяч квадратных футов и галерея искусства по проекту Арата Исозаки. Преподаватели получают 700 долларов в месяц, но для большинства зарплата не имеет значения, так как их картины ценятся на вес золота. Лю Сяодун, выпускник академии 1994 года, преподаватель на живописном факультете, — один из самых богатых художников в стране. Е го картина «Три ущелья» в 2008 году была продана за 2,7 миллиона долларов. Произведения декана академии Суи Жань Цу, одного из самых прославленных скульпторов, продаются на аукционах в среднем по 150 тысяч долларов. А профессор и скульптор Жань Вань настолько преуспел, что нанимает 40 ассистентов для своей мастерской.

И вполне естественно, что для студентов академии главное — престиж преподавателя в этой самой элитарной школе искусств в стране, особенно в наши дни, когда китайское современное искусство процветает на мировой художественной сцене. А в 2008 году руководству Центральной академии удалось привлечь к преподаванию вернувшегося в Китай 53-летнего Сюй Бина, получившего в 2007 году от Фонда Макартура в Нью-Йорке (где он работал 18 лет) премию «Гений».

«Китай — самое авангардистское и экспериментальное место в мире, — сказал Сюй Бина, назначенный вице-президентом академии по международным отношениям. — Здесь постоянно появляется нечто новаторское и столько всего происходит, что я хотел бы стать частью происходящего».

В 1980-е годы творчество Сюй Бина воспринималось как противоречивое. Тогда искусство Китая только открывали на Западе. И возвращение Сюй Бина на родину сегодня стало сюрпризом. Е го инсталляция 1988 года «Книга с неба» в смешанной технике состояла из отпечатанных от руки книг и свитков, размещенных на стенах и потолке, которые как бы имитировали древние литературные тексты. Но в действительности все это придумал художник, тексты расшифровать невозможно. Интерпретированная как умная критика пропаганды китайского правительства инсталляция произвела сенсацию при показе в Государственном музее искусства в Пекине. Сюй Бин также был популярным преподавателем в академии в 1989 году, когда студенты протестовали против правительственных ограничений свободного самовыражения.

Когда на площади Тяньаньмын в 1989 году проходи-ли демонстрации в защиту демократии, многие студенты и молодые преподаватели академии присоединились к протестам, даже сделали скульптуру «Богиня демократии», ставшую символом студенческого движения.

В 2000-е годы в академии, как и во всей стране, произошли большие изменения. Студенты могут получать квалифицированное обучение в разных видах искусства. Кругозор художников стал шире, они имеют больше возможностей для эксперимента. Студенты меньше интересуются политикой, чаще занимаются удовлетворением личных амбиций и поисками идентичности, что не слишком отличается от стремлений молодых художников Е вропы и США.

Например, Вань Хайянь, окончивший академию в 2008 году, пишет холсты с изображением персонажей, очень похожих на автора: невысокие, с большими выразительными глазами, в которых прочитывается тревога. Такой персонаж возникает как физический двойник Ваня, изображается в сексуальных позах, в женских одеяниях и даже в актах насилия. «Эти персонажи рассказывают мою историю, наделены моим менталитетом, — говорит художник. — Творческий процесс для меня подобен самоизлечению».

Если раньше от студентов академии требовали писать фотореалистические портреты, то сегодня их заставляют смотреть вглубь себя и демонстрировать более творческие подходы к учебным заданиям. Поскольку в академии имеются не только факультеты живописи и скульптуры, студенты могут находить применение своим творческим способностям в таких сферах, как фотография или новые медиа. Многие даже смогут избрать карьеру дизайнеров видеоигр для больших корпораций. Чи Пень, окончивший факультет новых медиа в 2005 году, сделал успешную карьеру: в 25 лет попал на международный арт-рынок с серией фотографий с изображением голого персонажа, бегущего по Пекину, которого преследуют. Сегодня его цифровые фото продаются по 10 тысяч долларов. А 10 лет назад выпускник академии считался счастливчиком, если сразу после получения диплома ему удавалось продать картину за 100 долларов. Чи Пень называет себя «мальчиком 1980-х», он представляет новое поколение, сформировавшееся в более свободном обществе. И все же Центральная академия изящных искусств — единственный колледж искусства, напрямую поддерживаемый государством. И позиции академии все более укрепляются.

 

Виктория Хан-Магомедова

 

Статья опубликована в журнале ACADEMIA №4 2009

Фотографии с сайта http://www.shufa.org

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
События
Критика
Проекты
Книжная полка
КультМедиа
Мастерская художника
Арт Трэвел
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2009-2016 Материалы и фотографии разрешается использовать только со ссылкой наwww.fondartproject.ru

follow artproject on:

Разработка сайта www.krable.com