Артпроект - Главная
о фондепроектыжурналыиздательствоконтакты
Русская версияEnglish version

 Артпроцесс

 
29.11.2019

В различных городах России прошел выставочный научный проект «Звуковые народные игрушки России»

Проект прошел при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Организатором стал Фонд «Артпроект». В музеях Коломны, Конаково, Завидово прошли выставки, а в Усолье Пермского края и в Переславле-Залесском круглые столы с участием искусствоведов и мастеров народных промыслов.

Звучащий пейзаж

Когда в пейзаж небольших уездных городков Коломны, Конаково встроился звук народных игрушек, оказалось, что эти незамысловатые наигрыши отлично дополняют то, что видит глаз. Ландшафт приобрел некую законченность. Видимо подспудно. в каждом из нас живет идеальная модель устройства жизни вне шумной столицы. И звуки народных инструментов, в том числе и народных игрушек, ее составная часть наряду с пением птиц, шумом дождя, гудением пчел.

Современный человек имеет в голове более менее адекватную визуальную картину, как выглядела жизнь лет так 100-200 назад. Но вот воссоздать звуковой ландшафт, задача посложнее. Конечно, он был не таким насыщенным, как сегодня. Надо вычеркнуть из него шум машин, звуки, издаваемые всеми возможными гаджетами, телевизором и радио, вой сирены…. и что мы имеем в результате? Похоже, что оглушающую тишину. Тишину, в которой любой звук приобретал куда более весомое значение, чем сегодня.

Когда гончары приезжали на ярмарку, они свистели что есть мочи в свистульки, и это действовало посильнее, чем навязчивая реклама сегодня. На ярмарку сбегалась вся округа, когда ребенок получал в подарок дудочку или жалейку, он также получал и инструмент коммуникации.

Тема звукового ландшафт прошлых столетий интересная и обширная. Ее узкому сегменту - звуковой народной игрушке - была посвящена передвижная выставка «Звуковых дел мастер», которая прокатилась по трем городам - Коломна, Конаково и Завидово. Главное достоинство проекта - его интерактивность. Звуковые игрушки из московских коллекций не просто лежали в музейных витринах, на них можно было играть. Визуальный образ соединился с акустическим. Этот элемент обычно недоступен, хотя спроси любого народного мастера, для него звук не менее важен, чем вид игрушки. Раскрасить свистульку можно, как угодно. Коллекционеры, которым довелось быть знакомыми с мастером Генкиным, рассказывали, что он мог красить свои свистульки в любую краску, которая была под рукой. Но вот звучать свистулька должна была идеально.

О том, как работать с коллекциями народной звуковой игрушки, как ее экспонировать, на круглых столах говорили искусствоведы, собиратели, музыканты, культурологи и сами мастера. Все вопросы решить, конечно, не получилось, но проект будет продолжаться.

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
События
Критика
Проекты
Книжная полка
КультМедиа
Мастерская художника
Арт Трэвел
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2009-2016 Материалы и фотографии разрешается использовать только со ссылкой наwww.fondartproject.ru

follow artproject on:

Разработка сайта www.krable.com