Артпроцесс

 
13.03.2015

В Саратове заговорила «рыба»

Открытие выставки «Lorem ipsum» саратовской галереи ИМХО, при поддержке фонда «Артпроект».

Темой второй выставки в молодой и единственной в Саратове галереи современного искусства «ИМХО» выбрано загадочное «Lorem ipsum», текстовая «рыба». Бессмысленный стандартный набор знаков, который вставляют в макет веб-страницы для демонстрации шрифта, стал некой метафорой окружающего нас  мира высказываний, инструкций, анкет.

В отличие от своего безмолвного, словно обитатель подводного царства, названия, сама выставка наполнена идейным содержанием и приглашает поразмышлять на тему пассивности и шаблонности нашего восприятия.

При входе в галерею саратовцев встречали лингвогобелены и аудиоинсталляция «Метахимийя лингво-дайвинга» поэта-экспериментатора  Вилли Мельникова. Автор работ утверждает, что свободно владеет 104 древними и современными языками, что позволяет ему создавать лингвогобелены – поэтические тексты, написанные попеременно на различных языках. Впечатление от испещренных замысловатой вязью гобеленов усиливала адиоинсталляция представляющая воспроизведенный  отрывок из философского трактата Цицерона «О пределах добра и зла» - «Lorem ipsum». Когда-то, написанный на латыни, в процессе многократного переписывания носителями других языков, он был искажен. Эти ошибки сохранены и в звучащем тексте, что передает ощущение переплетения культур и цивилизаций, как давно ушедших, так и ныне существующих.

Георгий Литичевский представил в ИМХО несколько работ. В «рыбной» акции художник вступает в диалог со зрителем и предлагает  написать экспликацию к вошедшей в выставку картине «Я вам не рыба» (Ткань, цветная тушь, 214х149 см., 1987). Нужно отметить, что интерактивное «общение» с «говорящим» современным искусством не привычно для саратовской аудитории. Экспликация как развернутое высказывание автора зачастую остается не замеченной посетителями галереи. Литичевский же дает аудитории возможность наполнить произведение собственным содержанием. Благодаря чему зритель перестает быть немым созерцателем и обретает свой голос. Собранные вместе эти экспликации образуют пеструю ткань из цитат и смыслов. Эмоциональные, патетичные высказывания изобилуют синтаксическими повторами и психологическими переносами. Рациональное стремление идентифицировать себя с некой общностью приводит к привычному имитированию смысла. На риторический вопрос художника: «Кто тут рыба?» аудитория  будто  дружно отвечает: «рыбы не мы… рыбы немы…».

В экспозиции так же размещена иллюстрация Георгия Литического к статье Елены Петровской «Казусы трансформации. Что скрывает подлинность сегодня?». Выступая в качестве самостоятельного произведения  работа «Акула Дэмиана Хёрста» становится визуальным высказыванием на тему независимости идеи от формального воплощения.

В проекте «Письма друзьям» Анна Терешкина  делится опытом знакомства с городом через освоение его семантического пространства. Разбивая и преобразовывая тексты рекламных буклетов, художница превращала информационный мусор в живые, оформленные в виде коллажа, стихи.

К переосмыслению социальной коммуникации обращается так же Мария Неязова. В одноименной работе художница призывает аудиторию «не быть рыбой!» и не попадаться на крючок кричащих рекламных заголовков, афиш и банеров. Человеческие возможности восприятия и переработки данных ограничены, как следствие, он не может совладать с огромной информационной лавиной обрушивающиеся со всех сторон – телевидение, интернет, городское пространство… Выполненное в технике коллажа из рекламных буклетов, произведение является отражением информационного «шума» окружающего современного человека.

В рамках основного проекта Алексей Трубецков представил интерактивный проект «Что ты говоришь? Что я говорю?», выполненный в жанре тантамарески на горфрокартоне. Автор акцентирует внимание на словесных шаблонах, используемых в речи. Из диалога в диалог, из письма в письмо перетекают устойчивые, застывшие формы, которым не свойственна ни красота, ни выразительность. Обезличенные они делают таковым и своего хозяина. Используя речевые «рыбы» человек сам становится лишь бесконечно  воспроизводимым трафаретом.

Иван Тузов участвует в выставке с серией работ выполненных в технике пиксельной графики. Созданные на компьютере с помощью растрового графического редактора персонажи картинок Тузова из-за малого разрешения не имеют индивидуальности и эмоции, однако, остаются  узнаваемыми, превращаясь в знак, циркулирующий в массовой культуре. Это уже не личность, а элемент, фрагмент нашей исторической памяти.

В интерактивном произведении «Писец пихапи» группа «REPA» обращается к теме взаимосвязи реального и виртуального миров  и наводит на размышления: соответствует ли процесс заполнения веб-сайта информацией внутреннему духовному насыщению его обладателя? Что важнее интернет контент или личностный?

Группа «Синие носы» представила в ИМХО серию фотокомиксов «Супрематический субботник».  Может показаться, что на фотографиях запечатлено как двое дядечек вычищают балкон своей квартиры от скопившегося там за долгое время хлама. Однако пытливый зритель сразу заметит, что прямоугольники в руках героев складываются в шедевры русского авангарда, а их реплики это не что иное, как лозунги агитационных плакатов и пассажи из стихов поэтов-футуристов начала XX века. В присущей им манере "Синие носы" иллюстрируют народное отношение к элитарному, не доступному для обыденного восприятия искусства.

Вопрос, который не дает покоя многим – «Что хотел сказать художник?» стал объектом внимания Алины Белоусовой. Работа художницы это размышления о процессе рефлексии над сутью творчества. По словам Белоусовой, ее произведение, как и искусство в целом, многослойно и воспринимать его можно на нескольких уровнях. Задавая вопрос «а что же хотел сказать художник?» зритель получает на него стандартизированный ответ, который мешает ему в дальнейшем самостоятельно идти по пути эмоциональной и интеллектуальной интерпретации работы. А может быть художник и не хотел ничего говорить? И где проходит грань между высказыванием автора и нашим субъективным впечатлением?

Диана Мочулина представила на суд посетителей галереи ИМХО свой кураторский проект, где предложила 12 художникам проиллюстрировать фразу «The quick brown fox jumps over the lazy dog». В сущности это такая же панграмма как и «Lorem ipsum». Однако акцент куратор сделал на придании этому, бессмысленному на первый взгляд, предложению авторской формы. Каждый из художников интерпретировал предложенный сюжет в контексте своего творчества. В итоге этих усилий художников зритель стал свидетелем образного наполнения  мертвой текстовой рыбы.

Предложенная кураторами галереи ИМХО тема «Lorem ipsum»  нашла отклик, как у художников-участников из Москвы, Санк-Петербурга, Мурманска, Самары, Нижнего Новгорода, так и у зрителя. Для жителей города на Волге опыт знакомства с произведениями современного искусства – это одна из возможностей не плыть по течению.

Текст Дарья Кумакова

Выставка «Lorem ipsum» проходит в Саратовском областном доме работников искусств до 4 апреля.

Акция "Я вам не рыба" Георгия Литичевского и галереи ИМХО  проходит при поддержке фонда "Артпроект" (Москва).

Подробнее о Галерее ИМХО

О первой выставке «Hello,World!» галереи ИМХО:

fondartproject.ru/artprocess/hello-world-galereja-imkho-predstavila-sebja-miru/

Tweet

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
Парк не на земле
Дефицит парковых зон в современных мегаполисах трудно восполнять. Там, где земельных участков не хватает, архитекторы и дизайнеры предлагают оригинальные идеи... | 15.05.2014
Третий московский урбанистический форум
Третий московский урбанистический форум «Мегаполисы: Развитие за пределами центра», прошедший в декабре 2013 года, стал международной экспертной и... | 15.05.2014
События
№ 1/421 2016
Декоративное искусство № 1/Лето 2016 | 17.08.2016
Критика
Перспективное предложение, или поиск запасного выхода
ХХI век ставит перед дизайнерами новые задачи. В чем различие и что общего в подходах к их решению в Голландии и России? | 15.05.2014
Проекты
Залесье. Традиции народной свистульки
Всероссийский фестиваль народного творчества «Залесье. Традиции народной свистульки» Переславль-Залесский (19 и 20 июля 2014 года) | 15.05.2014
Книжная полка
Расширение географии
В Самаре появились в продаже журналы "Диалог искусств" и "Декоративное искусство". | 02.10.2013
КультМедиа
По страницам журнала "Frieze"
Артпроцесс продолжает знакомить вас с важными медиа в сфере культуры. Сегодня рассказ о лондонском журнале "Frieze". | 20.10.2012
Мастерская художника
"Мастерские художников" останутся в архиве МMOMA
Фонд "Артпроект" закончил первый этап исследовательского видеопроекта "Мастерская. Художник и время" | 18.06.2013
Арт Трэвел
Уличное искусство Бруклина
Пожалуй, нет ничего столь влияющего на настроение горожан, чем прихоти климата. Непостоянство погоды может менять город до неузнаваемости. Подобной силой... | 15.05.2014
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2023