Артпроцесс

 
01.07.2013

Виртуальный музей наличников

В России сохранилось 480 городов с деревянными строениями. Создатель виртуального музея деревянной резьбы побывал уже в 70. Это пример эффективности частной инициативы в музейном деле.

В 2007 году история виртуального музея наличников начиналась с нескольких фото в городе Энгельсе. Наличники в Саратовской области просты и бесхитростны, примечательны в них лишь ставни и окраска в разные цвета: желтый, красный с синим и сиреневый с оранжевым. Возможно, поэтому о них известно немного. Есть множество статей и книг о деревянной резьбе Нижегородской области, о Владимирских мастерах. Есть источники, в которых можно многое почерпнуть в целом о Поволжском регионе, о деревянных домах Закарпатья или Урала. Есть упоминания о наличниках о Ярославской и Костромской областях, о Томске и об Иркутске. Меньше описаны наличники Удмуртии, Башкирии, Татарстана, Чувашии, Центрально-Черноземного региона, Урала, Сибири, Дальнего Востока, то есть четырех пятых территории, на которых они встречаются. В целом домовая резьба глубоко изучена, и за последние сто лет ей было посвящено немало книг, статей и научных работ.

У виртуального музея определенная концепция: выяснить границы территорий, на которых вообще встречаются деревянные наличники и разработать типологию сходства и различия резьбы на разных территориях, классифицировать наличники, работая с вновь зафиксированными памятниками.

В первую очередь, хотелось выделить регионы, где встречаются наличники со ставнями. Это Саратовская область – Энгельс и Балашов; ставни есть в Иркутской области. Однако, наличники здесь отличаются от Саратовской области. Здесь окна больше, и оголовок наличника украшают гораздо более искусным и сложным узором.

Также ставни встречаются в Красноярском крае, но здесь они совсем другие, на них часто нанесены древние символы, так называемые «тамга» — знаки древних монгольских родов. Наибольшее распространение получил «Тарак-тамга», символ древней династии Гиреев. Также наличники со ставнями встречаются в Омской и Свердловской областях. И в каждом из городов находятся признаки, по которым можно идентифицировать их территориальную принадлежность.

С опытом приходит знание исчисляемого набора признаков, по которым можно судить о происхождении декора окна. Иногда происходят интересные случаи – в Екатеринбурге есть дом, окна которого украшает наличник, больше характерный для Ярославской области, и выясняется, что после войны здесь поселился житель Ярославля. Причем, его потомки гордятся своими наличниками, столь непохожими на соседские, но не знают, что они были бы обыденными в Ростове Великом. Наличники есть в Тверской области и в Карелии, в Брянской и Вологодской областях.

Один из возможных способов классификации всех наличников по наличию или отсутствию ставень. Однако, с увеличением отснятого материала, появились и другие критерии.

Полный текст читайте в журнале "Декоративное искусство" №4/415 2013

 

Иван Хафизов

Tweet

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
Парк не на земле
Дефицит парковых зон в современных мегаполисах трудно восполнять. Там, где земельных участков не хватает, архитекторы и дизайнеры предлагают оригинальные идеи... | 15.05.2014
Третий московский урбанистический форум
Третий московский урбанистический форум «Мегаполисы: Развитие за пределами центра», прошедший в декабре 2013 года, стал международной экспертной и... | 15.05.2014
События
№ 1/421 2016
Декоративное искусство № 1/Лето 2016 | 17.08.2016
Критика
Перспективное предложение, или поиск запасного выхода
ХХI век ставит перед дизайнерами новые задачи. В чем различие и что общего в подходах к их решению в Голландии и России? | 15.05.2014
Проекты
Залесье. Традиции народной свистульки
Всероссийский фестиваль народного творчества «Залесье. Традиции народной свистульки» Переславль-Залесский (19 и 20 июля 2014 года) | 15.05.2014
Книжная полка
Расширение географии
В Самаре появились в продаже журналы "Диалог искусств" и "Декоративное искусство". | 02.10.2013
КультМедиа
По страницам журнала "Frieze"
Артпроцесс продолжает знакомить вас с важными медиа в сфере культуры. Сегодня рассказ о лондонском журнале "Frieze". | 20.10.2012
Мастерская художника
"Мастерские художников" останутся в архиве МMOMA
Фонд "Артпроект" закончил первый этап исследовательского видеопроекта "Мастерская. Художник и время" | 18.06.2013
Арт Трэвел
Уличное искусство Бруклина
Пожалуй, нет ничего столь влияющего на настроение горожан, чем прихоти климата. Непостоянство погоды может менять город до неузнаваемости. Подобной силой... | 15.05.2014
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2023