Артпроцесс

 
05.12.2011

Визионерский Новый год на Волхонке

Выставка «Уильям Блейк и британские визионеры» в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

В ГМИИ имени А.С.Пушкина – новый крупный международный проект, организованный совместно с Галереей Tate и Британским советом, приуроченный к 100-летию музея. В залах и на колоннаде, где недавно размещались работы Сальвадора Дали, открылась экспозиция произведений Уильяма Блейка (1757 – 1827) и британских визионеров. У москвичей появилась возможность увидеть воочию творчество еще одного классика мирового масштаба – поэта, художника и мыслителя.

Каждая из выставок Пушкинского музея в нынешнем сезоне – в каком-нибудь смысле «самая-самая». «Блейк и визионеры» не стала исключением. В таком объеме художественное творчество Блейка показывается в Москве впервые. Автора «Песен невинности и опыта» в нашей стране еще не показывали. Да и вообще персональные выставки Блейка за пределами Великобритании – большая редкость. А на Волхонке этот автор к тому же показан в обрамлении (или, если угодно, в контексте) живописных, графических, скульптурных работ своих последователей: Иоганна Генриха Фюсли, Данте Габриэле Россетти, Эдуарда Коли Бёрн-Джонса, Сесила Коллинза, Фрэнсиса Бейкона. Кстати, в рамках декабрьских концертов в Пушкинском музее, которые стартуют на днях, прозвучат в числе прочего произведения английских композиторов, на которых также по-своему повлияли поэзия и графика Блейка. Так что нынешний Новый год пройдет в музее под знаком британского искусства – таинственного и романтического, даже с элементами готики.

В основе экспозиции – гравюры, акварели и темперы Блейка (в том числе такие, как «Ньютон», «Навуходоносор», «Роза Альбиона», «Моисей и золотой телец»), иллюстрации к книгам Нового и Ветхого Заветов, к «Божественной комедии» Данте, к поэмам Мильтона и Спенсера, пьесам Шекспира, а также к собственным сочинениям – «Бракосочетание Рая и Ада», «Видение дщерей Альбиона» и др. На вернисаже можно было увидеть специалистов по европейской графике ХVIII– ХIХ веков, ценителей старой книжной иллюстрации, историков, философов, художников.

Организаторам выставки удалось передать особый художественный мир Блейка – человека, создавшего собственную мифологию, соединившего поэзию и визуальное искусство, реализм и легенду. Он вольно трактовал библейские сюжеты, за что удостаивался общественного порицания и критики, высказывал «вольтерьянские» мысли и вслед за этим вставал на сторону самых закоренелых консерваторов. Этот символист и небожитель нередко черпал сюжеты для своих аллегорических работ из текущей политической жизни: так, в экспозиции представлены гравюры, посвященные адмиралу Нельсону и премьер-министру Уильяму Питту. При жизни Блейк почитался многими за эксцентрика и безумца, а его художественные идеи впоследствии вдохновляли прерафаэлитов, сюрреалистов, британских «новых романтиков», а также поэтов и музыкантов психоделического направления, включая Джима Моррисона.

Блейк, революционер и бунтарь в искусстве, был в то же время не чужд скепсиса по отношению к научным открытиям и техническому прогрессу: эта двойственность и борьба с самим собой отразились в гравюре «Ньютон», ставшей эмблемой выставки. С этой работой «рифмуется» скульптура Эдуардо Паолоцци «Ньютон» (1988).

Выставка превосходно показывает, что художникам-визионерам всех эпох свойственна внутренняя творческая борьба между почерпнутыми из реальности образами и причудливыми фантастическими видениями. В произведениях худ-визионеров прослеживается извечный конфликт между стремлением воспроизвести образы из реальности и желанием запечатлеть свои причудливые фантаст-видения.

Андрей Мирошкин

Выставка продлится до 19 февраля 2012, ГМИИ им. А.С.Пушкина

Изображения предоставлены пресс-службой ГМИИ им. А.С.Пушкина

Tweet

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
Парк не на земле
Дефицит парковых зон в современных мегаполисах трудно восполнять. Там, где земельных участков не хватает, архитекторы и дизайнеры предлагают оригинальные идеи... | 15.05.2014
Третий московский урбанистический форум
Третий московский урбанистический форум «Мегаполисы: Развитие за пределами центра», прошедший в декабре 2013 года, стал международной экспертной и... | 15.05.2014
События
№ 1/421 2016
Декоративное искусство № 1/Лето 2016 | 17.08.2016
Критика
Перспективное предложение, или поиск запасного выхода
ХХI век ставит перед дизайнерами новые задачи. В чем различие и что общего в подходах к их решению в Голландии и России? | 15.05.2014
Проекты
Залесье. Традиции народной свистульки
Всероссийский фестиваль народного творчества «Залесье. Традиции народной свистульки» Переславль-Залесский (19 и 20 июля 2014 года) | 15.05.2014
Книжная полка
Расширение географии
В Самаре появились в продаже журналы "Диалог искусств" и "Декоративное искусство". | 02.10.2013
КультМедиа
По страницам журнала "Frieze"
Артпроцесс продолжает знакомить вас с важными медиа в сфере культуры. Сегодня рассказ о лондонском журнале "Frieze". | 20.10.2012
Мастерская художника
"Мастерские художников" останутся в архиве МMOMA
Фонд "Артпроект" закончил первый этап исследовательского видеопроекта "Мастерская. Художник и время" | 18.06.2013
Арт Трэвел
Уличное искусство Бруклина
Пожалуй, нет ничего столь влияющего на настроение горожан, чем прихоти климата. Непостоянство погоды может менять город до неузнаваемости. Подобной силой... | 15.05.2014
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2023