Артпроект - Главная
о фондепроектыжурналыиздательствоконтакты
Русская версияEnglish version

 Артпроцесс

 
05.05.2014

Вокруг Света со свистом

История глиняных игрушек насчитывает тысячелетия и продолжается по сей день. И среди всего многообразия типов глиняных фигурок особого внимания заслуживает свистулька.

В древности керамические звучащие объекты применялись в ритуалах, имели культовое назначение. Глиняная фигурка служила оберегом, ей приписывались магические свойства. Считалось, что свистом можно отогнать злых духов, оградить себя от зла. Звуком и свистом вызывали ветер и дождь. С забвением языческих верований свистульки потеряли свою сакральную функцию и почти повсеместно превратились в детскую забаву, хотя культовое применение игрушек, в том числе свистулек, оставалось (вплоть до недавнего времени) наряду с игровым.

В России самое известное событие с участием свистульки – вятский праздник свистопляски, или свистуньи. Согласно легенде праздник отмечался как день поминовения убитых в «хлыновском побоище». Во время междоусобиц жители Хлынов-града – вятки послали за подмогой в Великий Устюг, чтобы защититься от осадивших город новгородцев. Устюжане пришли, но в темноте жители Хлынов-града их не узнали и приняли за врагов и только наутро увидели, что перебили своих. В память о погибших нечаянно от рук братьев и возник праздник свистуньи. Таким образом, свист участвовал в обряде поминания. Со временем это значение стало отходить на второй план, и в вятке обряд превратился в праздник, большую ярмарку, где главным товаром были дымковские игрушки и свистульки. Использование свистулек исторически связано с циклом сельскохозяйственных работ, причем языческие и христианские ритуалы совпадали по времени и эмоциональной атмосфере. Свистульки остались связаны с весенними праздниками, пасхой, рождеством, а также с праздниками урожая.

Так, до сих пор в первый пасхальный понедельник съезжаются любители и мастера глиняной свистульки в Люксембург, здесь, а также в деревне Носпельт проходит ежегодная ярмарка: продают игрушки, дарят, меняются глиняными птичками приезжие из стран Европы (Бельгии, Румынии, Франции, Германии, Польши), выступают коллективы народных танцев и музыки. Пасхальный понедельник празднуется в память о первом дне после Воскресения Христа. В библии повествуется, что, воскреснув, Христос неузнанным явился двум своим опечаленным ученикам, разделил с ними путь в селение Эммаус, что неподалеку от Иерусалима, и ужин. В честь этого события и назван люксембургский праздник – Эммэшн.

Свистульки можно разделить на три большие группы: свистулька с внутренней полостью, с прилепленным свистком и водяная свистулька. В первом случае игрушка формируется вокруг полости, причем чем больше внутреннее пространство, тем ниже звук, а чем меньше – тем выше, звонче. Во втором случае высота звука не зависит от размера композиции, свисток-то сам по себе, поэтому любая игрушка с таким свистком звучит пронзительно. И наконец, водяная свистулька (в России такие свистульки называют «соловьями» вне зависимости от сюжета) дает переливчатую трель, если в нее налить воды.

Звучащие игрушки, в том числе свистульки, использовались как шумовые музыкальные инструменты, мы и сейчас можем слышать окарину среди инструментов ансамблей народной музыки. Ценили свистульку и за возможность звукоподражания – имитацию щебета птиц.

Известны и такие случаи, когда не предназначенная для свиста фигура со временем наделялась свистком. Например, глиняные барыни и их кавалеры в некоторых русских промыслах «взяли» в руки птичку или кошку-свистульку. Незвучащие игрушки хуже продавались: девочке хотелось и куклу иметь, и свистеть. Об этом пишет Леонид Латынин в своей книге «Основные сюжеты русского народного искусства» (М.: Глас, 2006): «Озвучивание других фигурок, я думаю, заслуга ярмарок, заслуга того, что дети, завладев бывшими магическими глиняными фигурками, заставили мастеров наделить их голосами, “вдунуть в них жизнь” – “свист”. Подтверждает это рассказ Тимофея Зоткина из Абашева об озвучивании куклы: “не покупали девочки куклу – свиста не было. Вот деды и сунули ей подмышку свисток”». Свистулька почти всегда сопровождала гончарный промысел, любой горшечник мог сделать глиняный свисток, даже если производство глиняной игрушки не было обыкновением в данной деревне. Веселый, звонкий свист и музыкальные трели глиняных соловьев раздавались на всех ярмарках – сразу было понятно, куда идти за новой крынкой или макитрой. Свистулька для покупателей служила определенной рекламой. Чтобы ускорить производство, увеличить объем продукции, мастера привлекали жен и детей. Гончар делает свисток – самую сложную часть, а персонажа – курочку или коровку – долепливают домочадцы. «Сделаешь с десяток, тогда отпустят гулять, иначе нет», – вспоминает потомственная мастерица филимоновской игрушки Алла Ивановна Гончарова. Во многих промыслах производство игрушки обособляется от гончарного, обретает самостоятельность. И сегодня игрушка продолжает существовать даже там, где потребность в глиняной посуде исчезла вместе с умением обращаться с гончарным кругом.

Мир меняется, народная игрушка покинула крестьянский быт. Из детского обихода глиняные солдаты и барыни, олени и уточки перекочевали на музейные стеллажи, а также стали предметом коллекционирования, причем у каждого коллекционера свой принцип собирания.

В огромном разнообразии народной пластики многие собиратели выделяют свистульки: интерес представляет богатство ее форм и сюжетов. Существуют крупные, известные в мире коллекции свистулек. Таково собрание Рольфа Мари (Германия), Джанфранко Валенте (Италия) и другие.

Подобные коллекции есть и в России, одна из них – собрание Исаака Яковлевича Кушнира из Санкт-Петербурга. Его свистульки из разных стран – украинская, мексиканская, шведская, итальянская. Исаак Кушнир принципиально не выстраивает их по классам и ранжиру, нет и обычного для коллекционеров каталога, описи собрания: «свистульки – это для души. Это чистая радость». «И еще меня поражает неожиданное сходство – по пластике, окраске, приемам лепки – игрушек из разных регионов, из разных культур. Мне встречались одинаковые свистульки с Майорки и из Таджикистана, из Финляндии и пскова». Благодаря свистулькам можно познакомиться с духовными ценностями разных народов, почувствовать связь с традицией. Пристрастие к свистулькам у Исаака Яковлевича берет начало в 1990-м году, до этого у него были две полки с игрушками, самые красивые и любимые – среднеазиатские. А в начале 1990-х случилась поездка в Италию на фестиваль свистулек, и открылось, что существует общеевропейский круг общения увлеченных свистулькой людей – архитекторов, врачей, писателей и даже банкиров.
Там и произошло знакомство Кушнира с немецким коллекционером, собирателем, знатоком и исследователем – Рольфом Мари, в его собрании тогда было более 15 тысяч свистулек со всего мира. «Я не был только в одной стране, где существовала глиняная свистулька – в Индонезии. Во всех остальных странах, откуда можно было привезти новые игрушки в коллекцию, был». Исаак Кушнир также выбрал свистульку как тему коллекционирования осознанно, ему привозят теперь игрушки в подарок все друзья, соседи, знакомые: «в моей коллекции есть свистульки, подаренные Славой Полуниным, Семеном Альтовым. Виктор Крамер – известный режиссер – активный поставщик экспонатов. Педантично увеличивает мою коллекцию мой друг Семен Фурман. Многие разделили мой азарт». В питерской квартире несколько тысяч свистулек. А самая-самая для коллекционера – кентавр с лицом Исаака Кушнира работы Лены Юркович. В Европе свистульки «живут активной жизнью», там проводятся фестивали и праздники, свистульки представлены в музеях. Один из самых крупных – музей свистульки в итальянском городе чезуна. Директор музея Джанфранко Валенте собрал уникальную коллекцию, здесь проходят биеннале свистульки по номинациям «Традиционная свистулька», «Религиозная» «Современная авторская». Участники – мастера со всей Европы, обычно около 300 керамистов, каждый предоставляет по 5–6 свистулек. Длится фестиваль два дня, все работы попадают в каталог, а также остаются в музее. Победители получают грамоты, дипломы. На биеннале приезжают художники и коллекционеры отовсюду, и это большое событие для всего региона.
На нескольких биеннале Исаак Кушнир был членом жюри, он привлек к фестивалю многих мастеров из России. Русские свистульки пользуются на итальянском празднике неизменным успехом, многие работы заняли призовые места. Подобные международные фестивали и события – не редкость в Европе, а в России, как ни жаль, зарубежную игрушку увидеть – большая удача.

В 2009 году на основе коллекции Марианны Обоевой и Ильи Колкера была организована первая международная выставка «свистульки мира. История и современность».

В двух небольших выставочных залах фонда народных промыслов в Леонтьевском переулке в Москве с трудом разместились свистульки из различных областей России, европы, средней и Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки.

Вместе с тем свистульки из собраний российских коллекционеров украшают европейские экспозиции. Русская игрушка из собрания М. Обоевой и И. Колкера показывалась в Европе в рамках года России во Франции в 2010 году, а также на выставке в Израиле «Глиняные фигурки, приносящие радость». Куратор этой выставки Кристин Арманго – исследователь народной игрушки, живущая в Париже, приезжает в Москву, чтобы знакомиться с русскими любителями свистульки, лучше разобраться в многочисленных промыслах русской игрушки и найти экспонаты для выставки.

Коллекционеры стараются чаще показывать зрителям свои собрания на родине. «В коллекции нет никакого смысла, если ее не видят люди, игрушкам нечего делать в коробках, они должны приносить радость», – считает Илья Колкер. Действительно, «коллекция требует определенных действий – участвовать в конференциях, организации выставок». Эта работа направлена на то, чтобы популяризовать традиционное творчество, привлечь внимание к проблемам мастеров и к процессам, происходящим в народном искусстве сегодня, а также содействовать сохранению старинных промыслов.

На фото: Свистулька, Мексика. Свистулька, Западная Украина. Свистулька Таджикистан. Свистулька Западная Украина. Свистулька Китай.

Фото Владимира Куприянова

Текст: Марианна Обоева

Фото предоставлены автором

Материал читайте в журнале "Декоративное искусство" #4/415

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
События
Критика
Проекты
Книжная полка
КультМедиа
Мастерская художника
Арт Трэвел
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2009-2016 Материалы и фотографии разрешается использовать только со ссылкой наwww.fondartproject.ru

follow artproject on:

Разработка сайта www.krable.com