Артпроект - Главная
о фондепроектыжурналыиздательствоконтакты
Русская версияEnglish version

 Артпроцесс

 
21.07.2018

Все мы монстры не по ГОСТу

В винтажных рамках – «архивные» фотографии счастливых кентавров-тяжеловозов на свадьбе с деревенскими красавицами-моноподами, сатиры на диком пляже, русалки в городском парке. На стенах замка и над воротами – знамена, сделанные из старых покрывал и ковров, дополненных вышивкой и аппликацией. Это флаги республик птиц и животных. Инсталляция краснодарской художницы Людмилы Барониной «Вести из ниоткуда» названа по роману-утопии Уильяма Морриса, британского дизайнера и социалиста XIXвека. В романе...

В винтажных рамках – «архивные» фотографии счастливых кентавров-тяжеловозов на свадьбе с деревенскими красавицами-моноподами, сатиры на диком пляже, русалки в городском парке. На стенах замка и над воротами – знамена, сделанные из старых покрывал и ковров, дополненных вышивкой и аппликацией. Это флаги республик птиц и животных. Инсталляция краснодарской художницы Людмилы Барониной «Вести из ниоткуда» названа по роману-утопии Уильяма Морриса, британского дизайнера и социалиста XIXвека. В романе он описывает выход человека из рабства индустриального производства и возвращает нас  в новое средневековье – не темное, но полное осмысленного индивидуального труда и взаимодействия с природой. Любопытно, что превалирует в утопии Морриса именно декоративно-прикладное искусство – в отличие от станкового, проводника идеологии – доступное каждому человеку и формирующее его среду. Придуманный и сделанный руками предмет противостоит массовой продукции, капитализму, который заставляет нас менять «новые модели» на еще более новые. Уникальное качество свойственно работам Барониной. Но, как и Моррис, Баронина не только создает прекрасное, но и делает с его помощью политическое заявление о толерантности к различным точкам зрения.

Все, кто мыслят или действуют оригинально, вызывают раздражение у тех, кто следует стандарту. Кому как не художникам знать о том, что такое быть «другими», и что их попытка «смазать карту будня» воспринимается как монструозная. Так что работа Барониной  - один из манифестов выставки и книги «Трагедия в углу» о современном искусстве в 14 регионах России. Каждый регион описан в книге знатоком локальной ситуации – и каждая территория являет свой «гений места», особенности организации, влияние контекста. А работы художников вырастают из исторического, социального и этнографического контекста территории – и противостоят глобализации. Тому самому унифицированному европейскому формализму, пустой геометрии и умственной гимнастике, от которого устали сами европейцы и ищут вдохновения в культурах тех, кого они колонизировали.

Локальные подлинные материалы и гипертрофированные стереотипы о России объединяются в работах Наташи Юдиной из Томска. «Медвежий угол» – чертежный треугольник из шкуры медведя, и «Медвежья земля» – глобус Земли, покрытый той же шкурой, таят в шерсти или выпускают напоказ длинные когти. Измерительные приборы становятся неприменимыми к первоначальной цели – «аршином общим не измерить…». Вязаный как свитер, из толстой шерсти, портрет Фрейда работы Юдиной – коррелирует с началом  книги «Сибирский иронический концептуализм» Александра Шабурова, где он говорит о том, что если Россия – подсознание Запада, то Сибирь – квинтессенция этого подсознания. Обычные бытовые предметы или техники приобретают символическое значение и новые прочтения. Работы из серии «Ментальные дрова» красноярского художника Алексея Мартинса – также о материалах теплых. Он рисует картины на торцах дров, соединяя рисунком разрозненные части, когда-то бывшие одним стволом живого дерева. И Мартинс говорит, что если будет очень холодно – его работы могут согреть в самом прямом смысле – как дрова в костре,  станут не декоративным, но прикладным искусством. Так он и сделал, построив на «Архстоянии» 100 скульптур из старых досок и бревен, и сжег их ночью – чтобы все собрались у костра и были вместе.

Еще одна работа Юдиной – скульптурный портрет Ленина, сделанный из заячьего меха. И тут еще одна линия интересов этого поколения –  этнографический взгляд на советское прошлое. Меховое укутывание предметов бытовых, в отличие от сюрреалистки Мерет Оппенгейм, у Юдиной новый поворот приема «остранения». Когда мы через декоративный ход начинаем прозревать обстоятельства.  Заячий мех, похожий на изморозь, на бюсте Ленина – зима, которую социализм переждет.

И лето ностальгии по советской юности – в проекте «Орджоникидзе – моя звезда» Стаса Харина из Владикавказа. Если соц-арт деконструировал идеологию, брал узнаваемые декоративные приемы и разрушал их критикой и юмором, то Харин, напротив, реконструирует поздний СССР с нежностью – как период, когда еще были возможны разные мнения.  Он работает не с шаблонной визуальностью, а с реальными предметами, собранными им на блошином рынке и хранящими память страны и народа. В его объектах, складывающихся в отдельный краеведческий музей нового соц-арта, находится место и шуткам и страданию, и религиозности и коммунизму, и этнике и субкультурам, и лирике и политике. Элементами этой истории служат ковры, расписные подносы, сувениры и игрушки, архивные фото. В ряде объектов Харин склеивает разорванные снимки, пунктиром подчеркивая места склейки, превращая их в карту, по которой бродят наши воспоминания.

Память земли и сообщества является одной из главных тем и у микро-арт-группы «Город Устинов». Так назывался родной город художников Ижевск, когда они родились в нем, и название это просуществовало с 1984 по 1987 – эфемерный город, который, тем не менее, существует до сих пор, и до того был, но под другим названием.. Город и его история живут в гильзах отстрелянных патронов, которые в инсталляции художников ложатся между створками раковин мидий с кромки Ижевского пруда, и гильза становится телом бабочки, а раковина – крыльями. Память хрупкая, как ракушки, их створки – идеальный образ угла. Если раковину насильно открыть, она умрет, а если дать ей шанс на отшельничество, то в ней вырастет жемчужина.

Ну только «Устинову», но и другим участникам выставки дана судьба родиться в одной стране, но пережить три мира – конец СССР, 1990-е с их надеждой вписаться в идеализированный из-за железного занавеса мир западного капитализма, и современную ситуацию. Возможность сравнить эпохи  и понять, насколько эфемерны мечты о переменах – один из факторов, который заставляет художников обращаться к памяти. Как, разумеется, и новый консервативный поворот культурной политики государства, который если нельзя предотвратить, то можно возглавить. Прошлое не враг будущего, но почва, из которой оно растет.

Нам не нужно выдавать идентичность в форме картонных кокошников – художники лучше знают, из чего растут легенды. Алина Белоусова из Саратова, города космической промышленности, собирает устаревшие детали компьютеров и создает из них портреты народных героев – то, что нам хотели рассказать, потеряно на хрупком «железе», но остается в народной памяти как образ. Все эти «объективные сведения» менее живучи чем то, что передается легендами из уст в уста. В эпоху глобальной унификации устные и визуальные предания со всеми их отклонениями ценны как никогда.

Мы можем себе представить будущее как воплощение антиутопии Бредбери «451 градус по Фаренгейту», где мы со своей страстью к прошлому как почве для построения будущего окажемся под запретом. Прошлое и будущее не нужно там, где воцарилось стабильное «не-настоящее». И все мы, странные и не соответствующие нормативам, собрались в этой книге и выставке, чтобы говорить на своем языке, и при этом быть понятыми другими «монстрами не по ГОСТу». Кому как не русалке с кентавром, или художнику с работником металлургического завода, гастарбайтером или жителем деревни не найти взаимопонимание, минуя диктат обобщений. Об этом – и дизайн книги, сделанный Витаной Сосновской, в которой каждый регион обозначен своим цветом, авторы статей говорят со своими интонациями в вольно выбранном жанре, их особенности явлены сразу, видны по обрезам с торцов книги  разноцветными полосами, однако мы все собрались под одной обложкой и связаны одной нитью – искусства.

Диана Мочулина.

Музей Москвы.

Информационные спонсоры выставки журнал «Декоративное искусство» и Фонд «Артпроект».

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
События
Критика
Проекты
Книжная полка
КультМедиа
Мастерская художника
Арт Трэвел
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2009-2016 Материалы и фотографии разрешается использовать только со ссылкой наwww.fondartproject.ru

follow artproject on:

Разработка сайта www.krable.com