Артпроект - Главная
о фондепроектыжурналыиздательствоконтакты
Русская версияEnglish version

 Артпроцесс

 
12.12.2011

Все то же самое, но сдвиги имеются

На выставке «Действия неодолимой силы», открывшейся в Открытой галерее, Андрей Кузькин пустился в опасное плавание по морям наивных жестов, из которых, как из шляпы-цилиндра незадачливого фокусника, торчат уши зайца — вовсе не наивные.

Четырехлетний сын художника, названный соавтором работ, наносил на холсты слой красок. Второй слой, упрощенные фигуры человечков, наносил уже сам Кузькин. Проект наполнен аллюзиями, которые бережно указаны в пресс-релизе, чтобы уж точно никто не смог не обратить на них внимание. Совсем недавно Елена Селина, директор галереи «XL», опубликовала замечательный текст об этом явлении. Ее размышления приводят читателя к предложению: а почему бы не свести художественную жизнь к публикациям пресс-релизов, сами выставки не открывать, а рецензии пусть пишутся на основе этих текстов. Однако на выставке Кузькина, независимо от содержания описывающего ее текста, всплыли две темы, не затронутые в пресс-релизе.

В детских и популярных книжках по истории встречаются картинки про быт доисторических времен. Иногда композиция бывает следующей: женщины, одетые в шкуры животных, сидят у костра, рядом с ними бегают беспечные дети, а бородатые мужчины с задумчивым видом стоят чуть поодаль, на фоне настенных росписей. Не думаю, что иллюстраторы являются поклонниками «Домостроя», но так получается, что подобные изображения оказываются пропитаны сексистским пафосом и возрастным шовинизмом. Просто и то и другое в течение долгого времени было разлито в воздухе, да и сейчас схожих настроений придерживается довольно много людей. То есть такие иллюстрации скорее про «сейчас», чем про «тогда». А что касается доисторического периода, существует множество иных взглядов на те времена: большой вопрос, была ли там геронтократия и каковы были реальные взаимоотношения между полами. В своем пафосе взаимодействия с сыном Кузькин попадает в ту же ситуацию, что и описанные иллюстраторы. Вводя саму фигуру сына, он воспроизводит давнюю схему: подмастерье готовит основную часть работы, а мастер авторитетным жестом делает ее завершенной. Но в те времена, когда подобная иерархия была обязательным условием производства живописи, ее хотя и не скрывали, но, во всяком случае, не афишировали. Вряд ли Кузькин хочет, чтобы это выглядело так, но непонятно, как избежать подобных мыслей.

Вторая тема связана с весенним «перерождением» Кузькина, о котором можно, конечно, забыть, так как медиа-память должна быть короткой, ведь иначе нельзя жить в режиме еженедельных сенсаций. Было бы здорово, если бы зрители смотрели на каждый новый проект художника сквозь призму его обещания изменений. Слова должны иметь вес. Получилось ли обновиться? Кузькин старательно уходит от ответа и запутывает зрителей. Оно, конечно, все то же самое, но сдвиги имеются. Своим перформансом на открытии выставки «Все впереди!» в марте 2011 года он на некоторое время сделал возможной надежду на обновление, но оказалось, что речь идет о рекламном эффекте, а жаль. Приходя на нынешнюю выставку, чувствуешь отсутствие чего-то, что было обещано, но так и не появилось.

Сергей Гуськов

Фото Дарья Жмылева

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
События
Критика
Проекты
Книжная полка
КультМедиа
Мастерская художника
Арт Трэвел
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2009-2016 Материалы и фотографии разрешается использовать только со ссылкой наwww.fondartproject.ru

follow artproject on:

Разработка сайта www.krable.com