Артпроцесс

 
10.01.2012

Взгляд Другого: коллекции Музея на набережной Бранли

Искусство Африки, Азии, Австралии, Океании, Южной и Северной Америки в Музее Бранли

У Жоржа Помпиду был свой Центр искусств, Франсуа Миттеран оставил французам Пирамиду Лувра и новую Национальную библиотеку. А Жак Ширак соорудил мегамузейный культурный центр – музей на набережной Бранли стоимостью 300 миллионов долларов.

Музей посвящен искусству и цивилизациям Африки, Азии, Австралии, Океании, Южной и Северной Америки: более 300 тысяч артефактов. В коллекции музея есть головные уборы с Аляски, нигерийские статуи, сенегальские вышивки бисером, украшенные орнаментами женские одеяния из Индии. А вот самая фантастическая вещь в новом музее: деревянная скульптурка женщины (Папуа – Новая Гвинея), возникающая из орла и крокодила. Это одна из тех вещей, когда чувствуешь, что автор при ее сотворении руководствовался формами, заключенными в самом дереве, нежели внедрял их при обработке дерева. Электронный дисплей поясняет, что в мифологии народа, живущего на побережье реки Сеник крокодил почитается как создатель физического мира: из его спины возникает земля, изо рта – солнце, а верхняя челюсть становится небом. Крокодила также чтят как предка первых животных и людей.

Кураторы Музея Бранли используют термин «предмет» по отношению к экспонатам музея, потому что не всегда они рассматривают их как произведения искусства: ведь изначально предметы выполняли утилитарную или сакральную функцию. Самым ценным экспонатом считается статуя периода Догонского Мали, X – XI века. Что же связывает столь разные экспонаты, как вьетнамский текстиль, картины аборигенов Австралии, доколумбову керамику? Только то, что это наследие культур бывших колоний, и оно представлено в коллекции современного французского музея с хорошо продуманной планировкой и экспозицией, позволяющими наиболее полно представить культуру древних народов – их мифы, быт, фольклор.

Музей Бранли – очень зрелищная конструкция знаменитого архитектора Жана Нувеля, по проекту которого в Париже были построены здания Института арабского мира и Фонда Картье. Здание возвышается на пилонах в 10 метрах от поверхности земли, вокруг него и под ним большой сад из 180 деревьев и растений разных видов, созданный по проекту Жиля Клемана. Иными словами, творение архитектора напоминает нечто вроде огромного мостика над деревьями, которые продолжаются в зеленом витраже на фасаде. Здание составленно из параллелепипедов разных цветов и размеров, которые как ящики декоративной «шкатулки», выступают из здания, увлекая тайной сокрытых в них коллекций.

Весьма оригинальна и вертикальная стена из растений Патрика Бланка – 800 квадратных метров, покрыто более 15 тысяч растений. Здесь найдена адекватная форма для выражения диалога между архитектурой, предметами музейной коллекции и открытого природного пространства. Здание можно рассматривать и как монумент, посвященный памяти канувших в прошлое культур, но это еще и загадочная территория, где можно потеряться, открывая другое, неизвестное.

Музейный комплекс состоит из четырех зданий. Главное, расположенное на свайных опорах, ориентировано параллельно набережной Сены, из него выступают 30 разноцветных кубов, расположенных с редкими интервалами. Уже в музее в каждой из подвешенных «коробок» можно обнаружить маленькую выставку или тематическую экспозицию. В других зданиях находятся театр, где проходят современные перформансы, концерты, а также книжный магазин и ресторан с видом на Эйфелеву башню, музейный сад.

 

Текст Виктория Хан-Магомедова

Полный текст статьи опубликован в журнале "Декоративное искусство" №1/412 2011

Tweet

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
Парк не на земле
Дефицит парковых зон в современных мегаполисах трудно восполнять. Там, где земельных участков не хватает, архитекторы и дизайнеры предлагают оригинальные идеи... | 15.05.2014
Третий московский урбанистический форум
Третий московский урбанистический форум «Мегаполисы: Развитие за пределами центра», прошедший в декабре 2013 года, стал международной экспертной и... | 15.05.2014
События
№1/422 2017
Декоративное искусство № 1/Лето 2017 | 30.08.2017
Критика
Перспективное предложение, или поиск запасного выхода
ХХI век ставит перед дизайнерами новые задачи. В чем различие и что общего в подходах к их решению в Голландии и России? | 15.05.2014
Проекты
Залесье. Традиции народной свистульки
Всероссийский фестиваль народного творчества «Залесье. Традиции народной свистульки» Переславль-Залесский (19 и 20 июля 2014 года) | 15.05.2014
Книжная полка
Расширение географии
В Самаре появились в продаже журналы "Диалог искусств" и "Декоративное искусство". | 02.10.2013
КультМедиа
По страницам журнала "Frieze"
Артпроцесс продолжает знакомить вас с важными медиа в сфере культуры. Сегодня рассказ о лондонском журнале "Frieze". | 20.10.2012
Мастерская художника
"Мастерские художников" останутся в архиве МMOMA
Фонд "Артпроект" закончил первый этап исследовательского видеопроекта "Мастерская. Художник и время" | 18.06.2013
Арт Трэвел
Уличное искусство Бруклина
Пожалуй, нет ничего столь влияющего на настроение горожан, чем прихоти климата. Непостоянство погоды может менять город до неузнаваемости. Подобной силой... | 15.05.2014
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2023