Артпроцесс

 
26.09.2011

Взгляд с позиций application-art

Интервью с Петером Вайбелем - куратором 4-й Московской биеннале современного искусства.

На вопросы ДИ отвечает Петер Вайбель, куратор 4-й Московской биеннале современного искусства.

ДИ. Выступая в Гараже, вы сказали, что Москва – наиболее подходящее место для биеннале современного искусства, даже по сравнению с Лондоном, Нью-Йорком. На чем основывается это ваше утверждение?

Петер Вайбель. На это есть две причины: историческая и современная.

С исторической точки зрения модернизм создавался в Париже, Нью-Йорке и Москве. Это и супрематизм, и конcтруктивизм, и футуризм. Но и Пикассо, и кубисты не создавали абстрактной живописи, их живопись оставалась фигуративной, как и ряд объектов. Подлинный модернизм зародился в Москве, когда в двадцать первом году Родченко создал первый монохром, и назвал его «Концом репрезентации», тем самым он привнес в художественное мышление релятивизм (понятие относительности), а его имя вошло в историю.

А современная причина в том, что в Париже, Нью-Йорке, Лондоне люди считают, что знают, каким должно быть модернистское искусство, они пребывают в иллюзии, что являются метанародом современного искусства, то есть при посещении музеев отвергают то, что не является «чистым» модерном. А здесь в Москве переход от модернистского к современному искусству ощущается более явственно. Это важно, так как в аукционных каталогах искусство уже делится на модернистcкое и современное, а когда создается новый музей, то всегда четко обозначено: это музей современного искусства, а не модернистского.

Биеннале тоже участвует в этом сдвиге от модернистского к современному искусству, и я ищу способы показать живое искусство. А в Москве это сделать удается лучше, так как люди не запрограмированны, более доступны, от них не услышишь «а вот это я узнаю...», они более открыты, хотят узнать что-то новое. В общем, здесь хорошая атмосфера.

Я считаю, что московские арт-круги не связаны столь стойкими рефлексиями по отношению к модернистскому искусству.

ДИ. Вы провели подобную биеннале в Севилье в две тысячи девятом году. Чем будет отличаться Московская биеннале?

Петер Вайбель. Это будет спектакль, зрелищный во всех отношениях, по-особенному и по-новому презентованный. Мы живем в обществе зрелищных событий. Есть два способа относиться к этому: либо противиться и критиковать, либо принять саму идею спектакля, зрелища. Зрелищность – это каждый раз новый опыт, впитываемый через глаза, уши. Но я демонстрирую свой опыт, пропущенный через собственные чувства, уши, взгляд, мое ощущение мира через произведения художников и предлагаю, чтобы каждый зритель ощутил событие сам, пропустил его через свои органы, тем самым приобщился к зрелищу. Благодаря зрителю оно приобретет активность.

Ведь самый важный орган – не глаз, не ухо, а мозг. Абстракцию можно воспринять и создать только посредством мысли, даже если вы это еще не слышали или не видели.

ДИ. Какие открытия нас ждут на Московской биеннале? Что, по вашему мнению, будет заслуживать наибольший интерес?

Петер Вайбель. Конечно, инсталляции. Я думаю, наиболее ярко будут выделятся инсталляции, больше, чем живопись, объекты или видео. Хотя классические носители нельзя недооценивать. Так что я показываю работу известных современных живописцев, например Нео Раух, но также работы молодых художников, не имеющие ничего общего с живописью. Хотя почему, если расположить где-нибудь наполненный красками пакет, это нельзя считать живописью, картиной? А если взять эти цвета и бросить на полотно, уже можно назвать абстракционизмом или еще чем-нибудь, хотя в основе был тот же пакет с красками.

Но повторяю: самым интересным зрелищем на биеннале будут все же инсталляции, и некоторые обещают массу впечатлений.

 

Материал подготовлен Натальей Капыриной.

Полную версию интервью читайте в журнале "ДИ" №5 2011

Tweet

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
Обзоры
Война, книги и выставочный формат
Лезвие мысли и ворох слов Аслана Гайсумова на площадке молодого искусства «Старт»,... | 31.10.2011
Интервью
Опыт веры в современном искусстве
В галерее «Айдан» на Винзаводе в рамках 4-Московской биеннале современного искусства завершилась выставка Аладдина Гарунова «Зикр 2». «Артпроцесс» побеседовал... | 27.10.2011
События
Международный форум «декоративно-прикладное и народное искусство России и стран СНГ в современных...
Актуальное декоративное искусство, дизайн городской среды, традиционное народное искусство, презентация возрожденного журнала «Декоративное... | 26.10.2011
Критика
Артпроцесс по-русски или чудеса неповиновения в...
В том, что случилось с основным проектом 4-й Московской биеннале современного искусства в последнюю неделю работы выставки, попытался разобраться Андрей... | 31.10.2011
Проекты
Фонд «Артпроект» возрождает журнал «Декоративное...
Выходит в свет первый, «пилотный» номер журнала, которому исполнилось 55 лет. | 14.11.2011
КультМедиа
С искусством на «ты»
Артпроцесс знакомит вас с важными медиа в сфере культуры. Портал о культуре и искусстве «ARTandYou» один из достойных проектов последнего... | 14.11.2011
Мастерская художника
Мастерская Марины Звягинцевой
«Художник должен жить наверху» - говорит Марина и подтверждает это своими работами и... | 30.05.2011
Арт Трэвел
Венецианская биеннале. Основной проект
Да будет свет! | 04.07.2011

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2009-2011 Материалы и фотографии разрешается использовать только со ссылкой на fondartproject.ru

follow artproject on: