Артпроект - Главная
о фондепроектыжурналыиздательствоконтакты
Русская версияEnglish version

 Артпроцесс

 
14.05.2014

Загадки Эшера

Выставка художника в Московском музее современного искусства была организована Фондом Эшера в рамках года Голландии в России.

Структура работы «Восхождение и спуск» (1960) Маурица Корнелиса Эшера (1898– 1972) основана на «Невозможной» лестнице, разработанной знаменитым психиатром, генетиком, математиком Л. Пенроузом. Эшер выстроил композицию таким образом, что одна цепочка фигур в капюшонах (монахов?) Постоянно поднимается по ступеням, а другая всегда спускается. Они следуют друг за другом по бесконечной спирали, никогда не достигая конечной цели путешествия. Лестницы, поднимающиеся вверх и спускающиеся вниз, не имеют конца и ведут в никуда. Эти «невозможные» архитектурные постройки бросают вызов привычной концепции того, что можно визуально изобразить. Это отличительные признаки искусства голландского графика, возможно, самого известного в мире, чьи работы завораживают фантасмагорическим использованием оптических эффектов. Он получил мировое признание своими мозаиками и «невозможными» композициями-головоломками, ошеломляющими зрителя феерическими и загадочными экспериментами с пространством. Эшер создал 448 литографий, гравюр на дереве и более 2 тысяч набросков и рисунков, навеянных математическими и геометрическими структурами и формами, как в работах «Относительность» и «Метаморфозы III». Его идея красоты восходит к чистоте знака, к гармонии, а также к композиционным и иллюзионистическим парадоксам, которые можно было создать только с помощью карандаша.

«Мы не знаем пространства, — писал этот человек-загадка, — не видим, не воспринимаем, не вслушиваемся в него. Мы находимся в центре него, являемся его частью. Мы видим только ходы, знаки, но не охватываем истинного пространства».

«Но кем же в действительности был Эшер? Одни называли его графиком, другие — художником, третьи — математиком. Возможно, он сочетал в себе все три ипостаси. Конечно, мы знаем, что этот гениальный творец дал жизнь интересным, парадоксальным, иллюзорным и изобретательным упражнениям в геометрии и прикладной психологии». Это слова Э. Гомбриха, знаменитого историка искусства, он первым понял гений Эшера, вдохновлявшегося ослепительными геометрическими конфигурациями, всегда пребывавшего в поисках математических загадок.

Среди известных работ Эшера следует назвать литографию «Рисующие руки» (1948). Изображены две руки, каждая рисует карандашом другую. Обе представлены на листе бумаги, зафиксированном кнопками на деревянной доске. Литография демонстрирует парадоксальный момент, наиболее очевидный из которых — порочный круг авторских отсылок из-за того, что каждая рука рисует другую. В этой работе, как и во многих других, Эшер демонстрирует зрителям, что любой рисунок — форма иллюзии. Однако этот «обман» развивается с такой визуальной логикой, что зритель видит фантасмагорический эффект. Многие его работы построены как логические парадоксы, казалось бы, основанные на истинных предпосылках, благодаря особой композиции они рождают противоречивые впечатления.

На выставке «Эшер» в Московский музее современного искусства было представлено более 100 работ: литографии, гравюры на дереве, линогравюры, архивные фотографии, фильмы, воссоздающие конструкции из «невозможных» миров, исследований бесконечности, заполнении плоскости и пространства замкнутыми фигурами, мозаиками, взаимосвязанными геометрическими мотивами, постепенно изменяющимися, обретающими различные формы.

В 1920-е Эшер путешествовал по Италии. Он восхищался живописными ландшафтами этой благословенной страны, старинными памятниками, узкими улочками средневековых городов. Двенадцатилетнее пребывание в Италии — счастливый период совершенствования мастерства и плодотворного графического творчества. Эшер совершал поездки в места, мало посещаемые туристами (Абруццо, Сицилия, Калабрия, Корсика), создавал пейзажи, рисунки, гравюры с изображениями римских построек, деревень, одновременно реалистичные и в то же время визуальные головоломки. На его листах не солнечная, полная жизни, а другая, странная и манящая Италия, вовсе не такая, как в туристических путеводителях. Его тщательно выписанные башни церквей порой выглядят угрожающими, совсем не романтическими. А живописные виды городов предстают темными и таинственными, там невозможно чувствовать себя комфортно. Новый период начинается в 1936 году после второго посещения Аль-Гамбры. Открытием для него стали удивительные мозаики и изразцы мавританских дворцов, что позволило найти новые формы заполнения поверхности абстрактными орнаментами и новые способы использования цвета. В XIII веке в декорировании дворца мавры использовали 17 видов симметрии. Но к абстрактным моделям мавританских изразцов Эшер добавляет узнаваемые элементы (птицы, цветы), разрабатывает сложные геометрические орнаменты, новые приемы регулярного разделения плоскостей.

В литографии «Пресмыкающиеся» (1943) изображена доска с рисунком орнамента из рептилий, «оживающих» и ползущих по доске и другим предметам, чтобы вновь «войти» в рисунок, словно следуя повторяющемуся циклу с превращением двухмерного предмета в трехмерный. Хотя на доске много обычных предметов, ящерицы ползут по металлическому двенадцатиугольнику, у них устрашающие клыки, дым из ноздрей. Произведения Эшера на выставке удачно скомпонованы и составляют неожиданные сопоставления, отражают видение Эшером окружающего и воображаемого мира с иллюзорными пейзажами и перевернутыми перспективами. Удивляют и восхищают его фантасмагоричные геометрические конструкции с тщательно выписанными деталями. Среди шедевров на выставке — «Три сферы 1» (1945), «Рисующие руки» (1948), «Относительность» (1953), «Лента Мебиуса» (1955). Эшер в своих творениях стремился к совершенству, которого можно было достичь, по его мнению, лишь руководствуясь непоколебимой логикой. И в 1950-е он нашел способ визуального воплощения на двухмерной поверхности листа концепции вселенной, одновременно конечной и бесконечной. Для выражения своего видения Эшер подобрал подходящий инструментарий. В 1954 году он познакомил со своими работами канадского математика Д. Коксетера, тот предложил ему использовать математическую модель: гиперболическую геометрию. Ее трудно воспроизвести, она нарушает закон евклидовой геометрии, так как допускает возможность бесконечного числа параллелей, проходящих через одну точку. Получались потрясающие рисунки, гравюры. Эшер рисует повторяющиеся предметы, постепенно уменьшающиеся при приближении к границе круга, и так до бесконечности — изображение вселенной. В литографии «Водопад» (1958) вода совершает абсолютно иррациональное движение, опускаясь по лопастям мельницы, и, словно самовоспроизводится. Эффект достигается благодаря использованию законов геометрии и оптической иллюзии. Так появилась совершенная с формальной точки зрения конструкция, хотя кажется она алогичной. Основная структура «Водопада» состоит из трех «невозможных» взаимосвязанных треугольников Пенроуза. Детали рисунка Эшера помогают создать иллюзию, что вода непрерывно движется, хотя в действительности перед нами в рисунках трехмерные углы: «невозможные» треугольники.

В сериях «Регулярное разделение плоскости» (1957) и «Заполнение плоскости» (1951) обнаруживается сложное равновесие между элементами композиции. Хотя работы на первый взгляд кажутся довольно простыми из-за использования в качестве основных фигур всадника, лошади, птицы, рыбы, насекомых, окончательный продукт оказывается весьма сложным, так как изображение фигур основывается на динамической игре черного и белого. Чтобы проникнуть в тайну повторяющегося узора, зритель должен сфокусироваться на фигуре внутри композиции. Эшер также создавал различные рисунки в пределах круга согласно модели математика Пункаре, которая позволила ему изображать бесконечную поверхность в замкнутом круге. Такие работы требовали многочисленных подготовительных эскизов. Некоторые залы выставки необычно оформлены: красные полы и стены или шашечные полы, что порой дезориентирует и рождает у зрителя настрой, подходящий для постижения загадок Эшера, исследователя парадоксальных миров. Д.Р. Хофштадтер, автор книги «Гёдель, Эшер и Бах» (1990), писал о голландском гении: «Творчество М.К.Эшера представляет одну из самых захватывающих и загадочных парабол искусства нашего столетия. С одной стороны, оно поражает своей современностью, свидетельствуя об удивительных связях с самыми передовыми науками. С другой — углубляет вечные темы: отношения, связывающие реальность и ее изображение, пространство и время, а также двусмысленность между симметрией и асимметрией, конечным и бесконечным, различием и повторением. Результат — интригующая игра измерений и перспектив на грани парадокса, заставляющая зрителя открывать особенности и обманы, не доверяя своим чувствам. Эшер — не сюрреалист, увлекающий нас в фантастические миры. Скорее он строитель невозможных миров, который в своих работах представляет с непоколебимой уверенностью то, что в действительности представить невозможно».

На изображениях:

Мауриц Корнелис Эшер. РУКА С ЗЕРКАЛЬНОЙ СФЕРОЙ. 1935. Литография. © The М.С. Escher Company. B.V. -Baarn-Holland. All rights reserved

Мауриц Корнелис Эшер. КОЖУРА. Май 1955. Ксилография, оттиски с четырех досок, коричневым, серо-голубым и серым. © The M.C. Escher

Мауриц Корнелис Эшер. ЭССЛЕДОВАНИЕ ЗМЕИНЫХ ЧАСТЕЙ. Гравюра. ©The M.C. Escher

Текст Виктория Хан-Магомедова

Фото предоставлены ММОМА

Место: Москва, Петровка, 25

Материал читайте в журнале "Декоративное искусство" #6/417


 

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
События
Критика
Проекты
Книжная полка
КультМедиа
Мастерская художника
Арт Трэвел
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2009-2016 Материалы и фотографии разрешается использовать только со ссылкой наwww.fondartproject.ru

follow artproject on:

Разработка сайта www.krable.com