Артпроект - Главная
о фондепроектыжурналыиздательствоконтакты
Русская версияEnglish version

 Артпроцесс

 
14.05.2014

Жбанниковские игрушки

В январе 1968 года аспирант НИИ Художественной промышленности Владимир Гуляев с друзьями, супругами Зайченко, поехал в городецкий район Горьковской (ныне Нижегородская) области для сбора материала о местном промысле – изготовлении глиняной игрушки. Статья по итогам поездки, напечатанная в журнале «ДИ СССР» № 5 того же года, вызвала интерес специалистов и коллекционеров.

С современной ситуацией промысла хорошо знакома исследователь и коллекционер народной игрушки Марианна Обоева, предоставившая редакции для съемки работы мастеров из своего собрания. Ее статью о промысле читайте в одном из следующих номеров.

Изготовление глиняных свистулек (гудок) в деревне Жбанниково Городецкого района Горьковской области и в окрестных деревнях – малоизвестный народный промысел, существующий и поныне. Он возник, возможно, даже в начале нашего века на основе издавна развитого здесь гончарного производства, сейчас почти совсем заглохшего. В числе первых мастеров-«дудошников» старожилы называют Макара Андреевича Велова (дер. Роймино), умершего лет 50–60 назад, и Василия Ефимовича Дудкина, который работал в соседней деревне Язвицы еще до революции. В конце 1920-х годов Трифон Потатуев и Степан Сироткин лепили фигуры-свистульки солдат на конях. В наше время почти все местные жители в зимние месяцы заняты изготовлением немудреных свистулек, окрашенных эмалевой краской. Это для колхозников подсобный промысел, дающий дополнительный доход.

В начале 1930-х годов становится известным молодой мастер Ларион Трифонович Потатуев (1912– 1941). Он не только доводит до совершенства традиционные изображения животных, связанные с широко распространенными зооморфными образами, но и ищет новые формы и современные сюжеты. В результате этой работы появились, например, необыкновенные кони. В одном из них (хранится в Музее народного искусства в Москве) еще сохранена композиция обычной свистульки, но изящный изгиб крутой шеи и маленькая головка создают новый силуэт. Другой (из Загорского музея игрушки) является уже вполне самостоятельной скульптурой. Этот сказочный конь, пожалуй, лучшее из сделанного Потатуевым. В ряде работ Л. Потатуев обращался к более сложной, чем в традиционных свистульках, расчлененной форме. Таков «Петух» из Музея игрушки.

О стремлении мастера перейти к сюжетам, взятым из окружающей жизни, свидетельствуют сделанные им многочисленные фигурки: человек, играющий с собакой, рыболов с рыбой, всадник, стреляющий из ружья, и т.п. (хранятся в Музее игрушки). Мастер соединяет привычные формы конусообразной свистульки с фигурой человека или даже создает самостоятельные небольшие скульптуры, еще несовершенные по лепке. Это объясняется тем, что он решал в принципе новую для мастеров этого промысла задачу. В конце 1930-х годов Потатуев вытянул на гончарном круге две большие (около 30 см высотой) скульптуры, добавив к ним лепные детали. Это были фигуры солдата и няньки с младенцем, напоминающие традиционные деревянные игрушки. Интерес, проявленный к этому игрушечнику московскими музеями в 1930-е годы, был для него стимулом к работе. В инвентарной книге Музея народного искусства есть запись о том, что некоторые игрушки изготовлены Л. Потатуевым летом 1934 года. Только по специальному заказу деревенский мастер мог взяться в хлопотное летнее время за лепку игрушек. Обычно кустарь не заинтересован в этой работе из-за малого дохода. Но как только исследователь проявляет интерес к его искусству, обеспечивает ему сбыт при условии качества изделий, деревенский скульптор начинает работать творчески. И тогда выясняется, что его привлекает возможность не только повторять традиционные формы, но и создавать новое. Он стремится отразить жизненные явления, которые наблюдает, разнообразить форму изделий, создает именно скульптуру вместо привычных игрушек. В деревне Рыжухино живет известная в округе мастерица Прасковья Степановна Тимофеева (р. 1925), игрушки которой выгодно отличаются от обычных местных большей пластичностью и разнообразием. Я дал ей краски всевозможных цветов и попросил сделать побольше разных игрушек, но при этом поставил условие: чтобы она ни с кем не советовалась и работала, полагаясь на свою фантазию. В результате я получил тех же баранчиков, петушков, коров и прочих животных, только раскрашенных разными красками и еще алюминиевой*. Кроме того, мастерица слепила всадников-солдат, знакомых нам по описанию игрушек, делавшихся в конце 1920-х – начале 1930-х годов, а также «северного человека» верхом на олене – переработка сюжета, взятого из газеты, кино, школьного учебника и т.п. Любопытно, что кони, традиционные по форме, раскрашены фантастически – в синий, красный, зеленый цвета. Являясь повторением устоявшихся фольклорных образов, они и самой мастерицей воспринимаются как нереальные, символические. Но на всадниках натуральная военная форма с соответствующей раскраской: там, где мастерица идет от жизненных наблюдений, она не фантазирует.

Особенно старательно Прасковья Степановна делала скульптуру. Так появились на свет два солдата – подражание потатуевскому образу, известному всей округе, и олени, и бараны – плод самостоятельного творчества. У всех серебряные рога и копытца, пестрые ошейники, цветные яркие пятнышки на спине и боках, а иногда и несложный растительный узор.

Обычная для жбанниковских игрушек внушительная неподвижность в неуверенно стоящих животных кажется забавной. Но в этой смеси простая ненайденность нового пластического решения. Это попытка разрушить традицию и создать свое. Фигурки обоих мастеров воспринимаются как наивно-юмористические. Но исследователь народного искусства должен учитывать тягу мастеров к творческому преодолению традиций. И тогда, быть может, в нескладном потатуевском «Человеке с собакой» он увидит зародыш нового стиля. Исследователь не должен выступать в роли учителя и поправлять мастера. Он должен считаться с тем, что период ломки старого и поисков нового неизбежен и в народном искусстве. Сейчас существует проект развития жбанниковского промысла под руководством Семинской фабрики «Хохломской художник». Приходится опасаться, что мастерам предложат расписывать хохломским орнаментом игрушки традиционной формы, восходящей еще к языческим временам. Видимо, более успешное решение задачи состоит в поддержке стремления мастеров к самостоятельному творческому развитию устоявшихся форм.

* Использование алюминия для имитации серебра, заменяющего золотую раскраску, очень характерно в местности, вплотную примыкающей к району распространения хохломской росписи.

Материал опубликован в журнале «Декоративное искусство» #6/417

Текст Владимир Гуляев

Фото Константин Чубанов

Жбанниковские игрушки коллекционера Марианны Обоевой

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
События
Критика
Проекты
Книжная полка
КультМедиа
Мастерская художника
Арт Трэвел
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2009-2016 Материалы и фотографии разрешается использовать только со ссылкой наwww.fondartproject.ru

follow artproject on:

Разработка сайта www.krable.com