Артпроект - Главная
о фондепроектыжурналыиздательствоконтакты
Русская версияEnglish version

 Артпроцесс

 
14.05.2012

Живопись, как надежда

В апреле-мае в выставочном зале "Оливье" центра "ПRОЕКТ_FАБRИКА" прошла выставка "Checkpoint", реанимирующая значение живописи для артпроцесса

Checkpoint – контрольная точка маршрута, точка сохранения. Так обозначил свой кураторский проект, состоявшийся в центре творческих инициатив "ПRОЕКТ_FАБRИКА" художник Владимир Потапов.

Само по себе название свидетельствует, что речь идет о некой фиксации процесса, и это неслучайно. Потапов уже несколько лет продвигает на российской художественной сцене идею реинкарнации живописи. Очередная его попытка выглядит достаточно убедительно. В самом деле, крепкий состав участников: Диана Мачулина, Юля Застава, Таисия Короткова, Александр Погоржельский, Егор Кошелев, Валентин Ткач, Алексей Васильев, Вика Бегальская, Иван Плющ, Тимофей Караффа-Корбут, Влад Кульков, сам Владимир Потапов. Причем пятеро из них недавно вошли в шорт-лист престижной европейской премии "Штрабаг" (Strabag) в области живописи и рисунка. Необычайно цельная экспозиция в сумрачном пространстве зала "Оливье", которую не нарушает отсутствие какой либо заданной куратором темы. Актуальность содержания большинства произведений, смелая претензия на реанимацию живописного языка не как уступке традиции, а как подлинно современному медиа, способному ответить на "вызовы современности" бесспорно ставят "Checkpoint" в ряд заметных и важных событий художественного сезона.

Иван Плющ, "Билет", 2008

Гораздо проблематичнее выглядит выставка, если рассматривать ее как набор персональных высказываний. Возможно, для не слишком искушенного зрителя эти образы, эти приемы и могут показаться чем-то новаторским, но сегодня подобные выставки посещаются все же людьми хорошо информированными. К таковым автор нескромно относит и себя. Должен заметить, что нисколько не удивителен успех ряда участников на европейском конкурсе – в самом деле, явленные нам картины исполнены в хорошо знакомых манерах, выработанных отнюдь не в котле местного художественного процесса. Само по себе это не страшно – Россия почти никогда не была в авангарде художественной моды. Хуже другое, сами мировые образцы оставляют впечатление исчерпанности и пустоты. Словно чувствуя это, авторы "Checkpoint" стремятся насытить свои полотна образами, заимствованными из актуальной реальности. Дальше всех здесь пошел Егор Кошелев, один из самых, наверное, талантливых живописцев своего поколения. В отличие от большинства коллег Кошелев являет зрителю не только талант и легкость кисти, но и солидную школу. Однако не довольствуясь этим, Егор использует животрепещущий сюжет – встречу юноши и девушки (как бы современных Ромео и Джульетты) на митинге оппозиции. Не прогадал и куратор, вполне предсказуемо поместив полотно Кошелева в конце анфилады, образованной картинами других авторов и таким образом поставив эффектную точку в экспозиции.

Куратор-художник Владимир Потапов на выставке смотрится наиболее интересным и оригинальным художником, даже при том, что скромно (как и подобает куратору) разместил собственные работы на периферии экспозиции. Работа Потапова – коллаж, написанный на нескольких стеклах, расположенных друг за другом и создающих особый слоистый эффект, бесспорно, живописный аттракцион. Но что с того. Разве Петер Вайбель – куратор последней Московской биенннале не заявил, что современное искусство это, прежде всего, авторское ноу-хау, по сути, артистический фокус – кунштюк. Пора уже признать, что современное искусство вступило в стадию маньеризма, где на первое место выходят изобретательность и трюк. Всего этого у Потапова, особенно в сравнении с его коллегами по выставке, в избытке. А если помножить эти качества на безусловное мастерство, перестаешь удивляться, почему художник не нуждается в обращении к телевизионным или Интернет новостям, чтобы сделать свое сообщение.

Потапов Владимир, "Уните №6", 2011

Остается, однако, самый важный вопрос: возможна ли сегодня "новая" живопись (если, конечно, под словом "новая", мы не имеем в виду только рыночный тренд, позволяющий выйти на новый виток).

Мой ответ будет противоречив. Живопись есть независимая сфера человеческой деятельности. На самом деле живопись гораздо старее искусства, которое, если быть точным, возникло как автономная практика на рубеже средневековья и нового времени. Живопись ведет свою родословную с палеолита. То, что сегодня живопись и современное искусство оказались бок о бок – не более чем парадокс истории. Актуальность живописи заключена в том, что как древнейшая человеческая практика она есть свидетельство существования антропологической модели, которую мы, по старой памяти, связываем с гуманизмом. Это вселяет некоторую надежду.

 

Богдан Мамонов

Фото Дарья Жмылева

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
События
Критика
Проекты
Книжная полка
КультМедиа
Мастерская художника
Арт Трэвел
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2009-2016 Материалы и фотографии разрешается использовать только со ссылкой наwww.fondartproject.ru

follow artproject on:

Разработка сайта www.krable.com