В рамках проекта «Трансформация традиции» в Галерее А3 прошла выставка «Радикальная вышивка».
Новый проект журнала «Декоративное искусство» посвящен трансформациям в искусстве вышивки. Но не технике, а образности, которая вкупе с традиционными материалами и приемами способна творить чудеса визуальных перевоплощений. И это направление творческих изысканий не теряет своей актуальности и увлекает нас все новыми и новыми примерами.
Вышивальный промысел на протяжении столетий претерпел большие изменения. От узоров-оберегов к салонным сюжетам, которые после революции без всякого сопротивления уступили место красным звездам в розанах, «танцам машин» и другим важным атрибутам новой жизни. Тут уж не до легкомысленных красоток, когда «безсерпа и молота не покажешься в свете», как писал Маяковский.
В то время народная вышивка, и без того отличавшаяся особым богатством и разнообразием приемов, технически обновлялась, заимствуя приемов традициях Мстеры, Тамбова, Каргополя, Калуги и Смоленска — все для отображения государственной символики и простейших архетипов советской империи. Когда технология не подчинена содержанию, она легко воспринимает веяния времени, и традиция становится послушной формой, способной вместить любое наполнение. И это не историческое забытье: в отсутствие естественной преемственности происходит расслоение образов, внешние изысканные формы делают незаметной содержательную часть, незаметной как воздух.
Так красота остается красотой даже на службе у тирании. В европейской же практике вышивка переходит в инструментарий современного искусства. Яркие и целостные проекты демонстрируются по всему миру в таких авторитетных институциях, как, например, Музей искусства и дизайна Нью-Йорка, единичные примеры встречаются в программах международных биеннале (на последней биеннале в Венеции куратор Массимилиано Джони включил в основной проект большое количество вышивок). Известному искусно расшитому «Званому ужину» феминистки Джуди Чикаго уже около 40 лет, именно тогда появились первые опыты использования традиционных рукодельных технологий в актуальном искусстве.
Сегодня уже по всему миру колесят по выставкам различные рукодельного происхождения проекты, как «Пронзенные: экстремальная вышивка» (вышивка по фотографии) или «Радикальное кружево и подрывное вязание». Эти проекты основаны на оксюмороне – использовании исконных материалов рукоделия и уютных «домашних» процессов для создания агрессивных сюжетов или, наоборот, суровых материалов для милых тем. Эти проекты свидетельствуют не только об авторском изыске, но и, что важнее, о возвращении интереса к вышивкам.
Происходит пересмотр даже смыслов технологических приемов. Теперь вышивальный крестик перестал восприниматься как охранительный символ, а визуально совпал с изображением пикселей – эту тему художники обыгрывают на все лады.
Традиционные приемы вышивки локальных культур получают широкую популярность: художники широко используют вышивку волосами, которую применяли некоторые народы Севера и Южной Америки. Такая отзывчивость и послушность материала не дают умереть экзотической технике, но и не предполагают особенного ее развития, лишь намечают замысловатую игру, живущую сегодняшним днем, игру актуальную.
Интерес художников к игре с тканями, нитками, иглами выявляет новые возможности вечных материалов и способов их обработки, и это порождает принципиально новые художественные идеи.
Технология вышивки, подчиненная концептуальной составляющей, не единственный прием трансформации традиции. Проект журнала «Декоративное искусство» сосредоточен не только и не столько на этих броских стратегиях, сколько на параллельном опыте искусства, опыте сокровенном, вневременном и неприметном. Основой проекта стал личный опыт восприятия жизни мастерицами и художниками, опыт собственного проживания, выраженный языком искусства. Точка соприкосновения мысли, чувства и художественного воплощения. Даже если это происходит вопреки чистоте традиционной техники.
В проект вошли произведения Александры Лукашевкер из частных коллекций. Она художник-монументалист (автор многих мозаик московского метро), работала также в живописи и графике, и ее обращение к вышивке связано с тем, что врачи запретили ей заниматься станковой живописью. В этой «неожиданной», как она говорит, технике для художницы открывался неизведанный прежде путь для изображения действительности и возможность реализации идей, задуманных для воплощения в монументальном искусстве и живописи. Иной принцип отображения цвета, пространства и атмосферы события породил и неожиданные художественные результаты.
Заимствованный из мозаики принцип вхождения одного цвета в другой привел и к иному результату: вышитые холсты Лукашевкер словно ожили, они наполнены воздухом, движением и чувством.
Основная тема произведений Али Лукашевкер – вчувствование в любое мгновение жизни, отражение полноты его «бисерных» радостей и незамысловатого счастья. Тихое восхищение от поминутного раскрытия мира перед чутким и любящим взором. В этом торжестве мгновения, остром чувстве мимолетности нет грусти и нет ощущения утраты, напротив, каждая проживаемая минута видится как дар жизни, наполненный множеством деталей, значимых как в детстве.
В проекте примут участие Лариса Звездочетова, играющая со стереотипами масскультуры, Мария Арендт с циклом «Пушкин — наше все». В галерее А3 можно будет увидеть и фактурное, шерстяное, уверенное письмо Андрея Кортовича, в котором воздух плотен и характеры персонажей определенны, работы Вероники Гараниной, брызжущие щедростью цвета и солнца — даже тени ее многоцветны. Наталья Опарина известна филигранностью вышивки, кроткой и нежной наивностью своих пронзительных героев. Елена Мунц, кажется, особенно близка А. Лукашевкер по цвету и движению штриха, но она совсем иначе трактует пространство — будто на бегу, на велосипедной скорости, увидено вскользь. Отдельное место в проекте займут работы Агнессы Столпер, непрофессиональной художницы, в 1960-х годах повторявшей в вышивке сюжеты обложек «Огонька» и популярных открыток.
В этом проекте соприкосновение ткани и нитки не имеет очевидного, бросающегося в глаза проявления искусности техники.
Техническая же составляющая работ занимает здесь положенное ей место — формального способа выражения и переосмысления задуманного и переживаемого. Этот критерий рукоделия не включен в концепцию актуальных художников. Даже возникающие технологические новшества не самоценны, а порождены необходимостью формирования внутреннего пространства или служат передаче цвета. Все подчинено стремлению передать чувство. В отличие от живописи и рисунка, визуальность которых в большей степени схожа с окном или зеркалом, открывающим мир художника, взаимопроникающая материальность нитей и ткани оказалась способна выявлять проникновение мира идей и чувств в видимую реальность, единение материи и замысла, воплощать невидимое в зримое.
Примечательно, что общее настроение проекта — тактильная радость ремесленника, которая идет из глубины веков. Думается, именно она заставляет актуальных художников вновь и вновь обращаться к такой трудоемкой технике.
Участники: Мария Арендт, Вера Гаранина, Лариса Звездочетова, Андрей Кортович, Александра Лукашевкер, Елена Мунц, Ольга Носенко, Наталья Опарина, Ирина Петракова, Надежда Эверлинг.
Организаторы: журнал «Декоративное искусство стран СНГ» Фонд поддержки современного искусства Артпроект.
Проект осуществляется в рамках программы «Трансформация традиций» при поддержке Министерства культуры РФ.