Артпроект - Главная
о фондепроектыжурналыиздательствоконтакты
Русская версияEnglish version

 События фонда

 
01.06.2010

Российские художники в Непале

Весной в Катманду, в Российском центре науки и культуры в Непале, прошли выставка фронтовых рисунков Оскара Качарова и персональная выставка графики Ольги Коноровой.

Они были организованы редакцией журналов ACADEMIA и Фондом поддержки современного искусства «Артпроект» при участии федерального агентства «Россотрудничество».

Живопись Оскара Качарова хорошо известна, она привлекает особой цветосимволической системой, разработанной художником. Однако выставка фронтовых его рисунков проводилась впервые. Эти скромные, непритязательные рисунки своей документальной природой втягивают в обживание реалий давно ушедшего и очень горестного военного времени, когда у художника появлялась возможность взяться за карандаш в перерыве между боями, в сумерках у костра, в то время как другие солдаты спали. В них есть атмосфера фронтового короткого затишья. Рисунки, расположенные на обеих сторонах листа, — свидетельства дефицита и материалов: бумаги, карандашей, и человеческих сил, и времени. Где художник держал свой альбом и карандаш и как сохранил его в многотрудном военном быту? Как реагировали герои его зарисовок на то, что на них в минуты отдыха направлен пристальный взгляд? Искал ли художник свои сюжеты или зарисовывал то, что оказывалось поблизости от него, уставшего после марш-броска? Что двигало им, когда он жертвовал минутами покоя ради этих моментальных зарисовок?

Старая, пожелтевшая, часто мятая, с рваными краями бумага, на которой безыскусной линией сделаны зарисовки, но они запечатлели мгновение подвига — и творческого, и воинского. Сегодня даже потертости и утраты бумажных листов обладают смыслом, они овеществленная безбытная и скудная военная эпоха; отсутствие в рисунках проработанных деталей — это тоже последствия многотрудного, военного солдатского труда.

Зарисовки солдата-художника вызывают сложный комплекс чувств — сострадание и гордость за творческую энергию человека, создавшего этот ставший историческим документ времени, и благодарность за его военную доблесть.

Каким-то непостижимым образом зарисовки проявляют свою причастность искусству, вероятно, потому, что в них уловлено давно прошедшее, но сиюминутное, такое ускользающее время. Быстрые незатейливые штрихи рисунков в свое время ни сам художник, ни его окружение не воспринимали как факт искусства, но теперь, когда изменилось понимание творческого жеста и в целом искусства, эти «почеркушки» обретают право быть художеством. Теперь в разнообразии поз, жестов, деталей усматривается художнический замысел.

Посыл их в будущее состоялся, мы приняли его, бьемся с расшифровкой их смыслов: прочитываем этот недрогнувший жест усталой от автомата руки, ощущаем моторику заскорузлых от лопаты пальцев, удерживающих излишне прямую линию, подразумеваем волевое усилие, которое потребовало само действо рисования.

Подробности жизни, которые фиксирует карандаш, теперь воспринимаются не только как подробности фронтового быта, но и как графические заклинания жизни: рисую жизнь — я жив, я буду жить и буду творить. И это существование на грани обостренной войной онтологической драмы передают сегодня фронтовые рисунки О. Качарова.

 

Ольга Конорова — молодая, активно работающая российская художница. По образованию она станковист. Последующая специализация по дизайну позволила ей расширить художнические навыки, освоить различные техники. Затем был период увлечения фотографией, печатной и уникальной графикой. Творческое пространство обретало объемность, пространство маневра. Но всегда сохранялся у Коноровой интерес к живописи, живопись исподволь занимала все большее место в ее творчестве.

Работы Коноровой свидетельствуют о том, что художница ищет свою тему, особую личную интонацию, и уже ясно, что она предпочитает лирическую тональность, камерное пространство и доверительное высказывание. С эмоциональными подробностями она изображает безлюдные пейзажи, обширное пространство с одной деталью… Ее интересует эмоциональная среда, топография которой имеет свои законы. Ольга Конорова осваивает территорию живописи со свойственными ей азартом и уверенностью. На персональной выставке в Российском центре науки и культуры в Непале Ольга представила пастели — образы и впечатления, навеянные вечной женской темой — материнством.

 

Полный текст статьи опубликован в журнале ACADEMIA №2-2010

Фонд поддержки современного искусства «Артпроект» и редакция журнала «ACADEMIA» благодарят руководство и сотрудников Российского центра науки и культуры в Непале за помощь в организации выставочных проектов.

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
События
Критика
Проекты
Книжная полка
КультМедиа
Мастерская художника
Арт Трэвел
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2009-2016 Материалы и фотографии разрешается использовать только со ссылкой наwww.fondartproject.ru

follow artproject on:

Разработка сайта www.krable.com