Артпроект - Главная
о фондепроектыжурналыиздательствоконтакты
Русская версияEnglish version

 События фонда

 
20.06.2011

Выставка «Круг ДИ. Графический дизайн»

При поддержке фонда «Артпроект» 20 июня в редакции журнала ДИ открылась выставка «Круг ДИ. Графический дизайн».

Участники выставки: Клара Голицына, Дмитрий Дьяков, Иван Колесников и Сергей Денисов, Витана Сосновская, Ольга и Олег Татаринцевы, Константин Чубанов. В экспозиции объекты, живопись, графика, цифровая печать.

За полувековую историю журнала «Декоративное искусство СССР» – «Декоративное искусство» – «ДИ» – ДИ (Диалог искусств) с ним были связаны многие графические дизайнеры, а до того, как это слово вошло в обиход, художники-полиграфисты.

Евгений Добровинский часто вспоминает как присутствовал при рождении русского термина «дизайн». «Это было в редакции журнала «Декоративное искусство СССР» в 1961, или 1962 году. После американской выставки дизайна готовилась публикация в журнале. В ДИ работал мой двоюродный брат (Леонид Невлер. – Ред.) я прихожу к нему в редакцию, а они как раз вместе с главным редактором Михаилом Ладуром решали как написать DESIGN. Никогда до этого по-русски не писали. Так как все-таки: через «е», или через «и»?» (Евгений Добровинский. Из лекции по курсу «Шрифт и каллиграфия» Летней школы Высшей академической школы графического дизайна. Москва. Август 2002 года). Заместителем Михаила Ладура стал философ Карл Моисеевич Кантор. Он предложил расширить тематику журнала, охватить и художественную промышленность, и дизайн. «Я согласился на пост зама, имея в виду, что обязательно превращу, хотя бы отчасти, этот журнал в журнал по дизайну», - вспоминал он.

Для оформления журнала в 1957 году главный редактор Михаил Ладур привлек Сергея Телингатера, он создал для первого номера: логотип, сетку, макет, обложку. Два номера журнала 1965 года сделал Лев Збарский. Его обложки, по мнению известного теоретика дизайна Елены Черневич, «стали событием в истории графического дизайна 1960-х. Первые не декоративные обложки в журнале ДИ. Единая композиция разворота, фотографии навылет, съемка вещей простой формы, очень крупный план – такого еще не было в оформлении изданий послевоенного времени, а тем более находящихся под присмотром Союза художников». Автором одного номера стал Юрий Соболев. Затем на многие годы главным художником журнала стал Юрий Курбатов. Его макет - часть бренда журнала. Тираж ДИ в 1970-е превышал 45 тыс. экземпляров. Этот успех был связан не только с глубоким содержанием, актуальностью тем, но и высоким уровнем оформления. «Юрий Курбатов создал лицо журнала «Декоративное искусство СССР». На старте своей деятельности он проникся высочайшим профессионализмом европейских типографов и перед ним стояла одна задача овладеть средствами новой типографики. От номера к номеру он приближал оформление своего журнала к высоким дизайнерским стандартам. Основным выразительным средством оформления Курбатов избрал фотографию, которой был страстно увлечен.» (Елена Черневич «Графический дизайн в России»).

Он привлекал к сотрудничеству в журнале Аркадия Троянкера и Максима Жукова (так же как он - выпускники Полиграфического института 1964-1965 годы) и архитектора и оформителя книг Михаила Аникста. Это был круг графических дизайнеров журнала ДИ, в центре которого был его главный художник. Юрий Курбатов проработал в ДИ 28 лет.

У журнала неоднократно менялся формат, логотипы, объем. C 1989 по1990 год в журнале появился вкладыш-приложение, журнал в журнале «Ракурс», ставший первым журналом об актуальном искусстве в России. Макет и логотип “Ракурса” создала Ирина Тарханова. Логотип вошел в сборник лучших логотипов и знаков 1990-1995 года.

«Ракурс» — маленький восьмиполосный «журнал в журнале», появившийся в январе 1989 года в корпусе журнала «Декоративное искусство СССР». Он сопровождался соответствующей инструкцией по брошюровке и фальцовке: «Раскройте журнал посередине, две страницы справа и две слева согните внутрь пополам. Если не получится — купите новый журнал» (Алексей Тарханов. Новая культура в “Ракурсе” Новой критики// Cеанс. 1991, апрель №3).

Отдельные номера журнала в 1990-2000–е годы делали художники Владимир Белоусов, Владимир Белан, Глеб Капустин, Александ Горшков, Светлана Воронцова.

Уже более 10 лет в журнале работает дизайнер Константин Чубанов. С 2006 года у журнала новый логотип, разработанный Иваном Колесниковым и Сергеем Денисовым. В 2008 году в очередной раз изменился формат и макет журнала. В 2009-2010 годах, когда появился журнал «ACADEMIA», арт-директором которого стал Константин Чубанов, над ДИ работал ученик Бориса Трофимова Дмитрий Дьяков. В 2011 году Константин Чубанов разработал новый макет журнала, работа над которым еще продолжается.

Параллельно с учебой в Высшей академической школе графического дизайна, в мастерской Тагира Сафаева, художественным редактором ДИ работала Витана Сосновская - она самый молодой участник выставки в редакции. Ее работы также вошли в экспозицию недавно прошедшей Молодежной выставки МСХ на Кузнецком, и были признаны достойными для вступления автора в союз.

Клара Голицына получила диплом художника книги в 1949 и уехала по распределению в Душанбе, где работала художником Киргизиздате. В 2005 году она пришла в редакцию с собственноручно сверстанным макетом своего каталога. Сейчас готовится к выходу восьмое совместное издание. На нынешней экспозиции представлена ее экспрессивная графика, созданная специально для этой выставки и живопись линеарной серии. Ольга и Олег Татаринцевы к графическому дизайну, вроде бы, отношения не имеют, но лаконизм и графичность их объектов органично вошли в экспозицию, придав ей дополнительное измерение. Графический дизайн всегда остается в поле зрения журнала и как публикационная тема, и как художественная практика издания.

Ирина Сосновская

Фото: Константин Чубанов, Нина Березницкая

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
События
Критика
Проекты
Книжная полка
КультМедиа
Мастерская художника
Арт Трэвел
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2009-2016 Материалы и фотографии разрешается использовать только со ссылкой наwww.fondartproject.ru

follow artproject on:

Разработка сайта www.krable.com