журналы

 

Белкис Балпынар, создатель арт-килимов

Как известно, килим, буквально «ткань для повседневной жизни», превращает холодный дом в уютное жилище. Килимами покрывали каменный пол в мечетях. И распространены они были в деревнях и городах от Балкан до Малой Азии, особенно в Турции. И сегодня в Турции в аграрных районах многие женщины ткут не ворсовые ковры, а плоскостные шерстяные покрытия для подушек, диванов  –  килимы.

Большие или малые, турецкие килимы всегда отличались плоскостным плетением, яркими цветами и часто орнаментами, имеющими ритуализованный характер. После успешных археологических находок эксперты доказали, что техника плетения килимов начала развиваться в Анатолии, Малой Азии еще в 7000 году до н.э. В наши дни килимы приобрели большую популярность на Западе и в Турции.

На протяжении почти 40 лет килим был и остается истинной страстью художника, дизайнера, исследователя, писателя, турчанки Белкис Белпынар. Счастливой оказалась ее судьба. Ведь килимы стали и темой ее многолетних исследований, упорных поисков и средством художественного выражения. А главное, что благодаря килиму ей удалось проследить связь от прошлого к настоящему и наметить пути для развития искусства в будущем.

Несмотря на все перипетии в жизни и творчестве, фортуна была благослонной к этой незуарядной женщине. После окончания в 1963 году текстильного факультета стамбульской Академии изящных искуств она работала дизайнером по коврам и научным консультантом в Шумер-банке. «Это определило начало моего интереса к коврам», – говорит Белпинар. Она много путешествовала, изучая систему плетения в коврах исконных жителей, затем делала рисунки и имитации старинных ковров.

Под влиянием новых веяний в современном искусстве она создавала работы, модифицируя словарь традиционных для килимов орнаментов. С 1968 по 1973 годы она была заведующей отделом ковров Музея турецкого и исламского искусства, в 1973-м году работала с генеральным директоратом Vakiflar, руководившим собственностью религиозных фондов. Посещая разные музеи в Турции, она собирала, оценивала, спасала качественные ковры, чтобы сохранить их для потомков. Позже они вошли в созданный ею Музей-фонд ковров и килимов в Стамбуле. В 1983 году занимаясь собственными независимыми исследованиями, основала мастерскую по реставрации старинных ковров и килимов. «Чтобы воспроизвести структуру утраченной части ковра, я тщательно изучала все особенности использования нити разных видов шерсти, текстуру, цвет и т.п.», – говорит Белпынар.


Текст Виктория Хан-Магомедова
Полный текст статьи опубликован в журнале «Декоративное искусство» №1/412 2011




 
  
       
Парк не на земле
Дефицит парковых зон в современных мегаполисах трудно восполнять. Там, где земельных участков не хватает, архитекторы и дизайнеры предлагают оригинальные идеи... | 15.05.2014
Третий московский урбанистический форум
Третий московский урбанистический форум «Мегаполисы: Развитие за пределами центра», прошедший в декабре 2013 года, стал международной экспертной и... | 15.05.2014
События
№ 1/421 2016
Декоративное искусство № 1/Лето 2016 | 17.08.2016
Критика
Перспективное предложение, или поиск запасного выхода
ХХI век ставит перед дизайнерами новые задачи. В чем различие и что общего в подходах к их решению в Голландии и России? | 15.05.2014
Проекты
Залесье. Традиции народной свистульки
Всероссийский фестиваль народного творчества «Залесье. Традиции народной свистульки» Переславль-Залесский (19 и 20 июля 2014 года) | 15.05.2014
Книжная полка
Расширение географии
В Самаре появились в продаже журналы "Диалог искусств" и "Декоративное искусство". | 02.10.2013
КультМедиа
По страницам журнала "Frieze"
Артпроцесс продолжает знакомить вас с важными медиа в сфере культуры. Сегодня рассказ о лондонском журнале "Frieze". | 20.10.2012
Мастерская художника
"Мастерские художников" останутся в архиве МMOMA
Фонд "Артпроект" закончил первый этап исследовательского видеопроекта "Мастерская. Художник и время" | 18.06.2013
Арт Трэвел
Уличное искусство Бруклина
Пожалуй, нет ничего столь влияющего на настроение горожан, чем прихоти климата. Непостоянство погоды может менять город до неузнаваемости. Подобной силой... | 15.05.2014
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2023