Артпроект - Главная
о фондепроектыжурналыиздательствоконтакты
Русская версияEnglish version

 журналы

 

Белкис Балпынар, создатель арт-килимов

Как известно, килим, буквально «ткань для повседневной жизни», превращает холодный дом в уютное жилище. Килимами покрывали каменный пол в мечетях. И распространены они были в деревнях и городах от Балкан до Малой Азии, особенно в Турции. И сегодня в Турции в аграрных районах многие женщины ткут не ворсовые ковры, а плоскостные шерстяные покрытия для подушек, диванов  –  килимы.

Большие или малые, турецкие килимы всегда отличались плоскостным плетением, яркими цветами и часто орнаментами, имеющими ритуализованный характер. После успешных археологических находок эксперты доказали, что техника плетения килимов начала развиваться в Анатолии, Малой Азии еще в 7000 году до н.э. В наши дни килимы приобрели большую популярность на Западе и в Турции.

На протяжении почти 40 лет килим был и остается истинной страстью художника, дизайнера, исследователя, писателя, турчанки Белкис Белпынар. Счастливой оказалась ее судьба. Ведь килимы стали и темой ее многолетних исследований, упорных поисков и средством художественного выражения. А главное, что благодаря килиму ей удалось проследить связь от прошлого к настоящему и наметить пути для развития искусства в будущем.

Несмотря на все перипетии в жизни и творчестве, фортуна была благослонной к этой незуарядной женщине. После окончания в 1963 году текстильного факультета стамбульской Академии изящных искуств она работала дизайнером по коврам и научным консультантом в Шумер-банке. «Это определило начало моего интереса к коврам», – говорит Белпинар. Она много путешествовала, изучая систему плетения в коврах исконных жителей, затем делала рисунки и имитации старинных ковров.

Под влиянием новых веяний в современном искусстве она создавала работы, модифицируя словарь традиционных для килимов орнаментов. С 1968 по 1973 годы она была заведующей отделом ковров Музея турецкого и исламского искусства, в 1973-м году работала с генеральным директоратом Vakiflar, руководившим собственностью религиозных фондов. Посещая разные музеи в Турции, она собирала, оценивала, спасала качественные ковры, чтобы сохранить их для потомков. Позже они вошли в созданный ею Музей-фонд ковров и килимов в Стамбуле. В 1983 году занимаясь собственными независимыми исследованиями, основала мастерскую по реставрации старинных ковров и килимов. «Чтобы воспроизвести структуру утраченной части ковра, я тщательно изучала все особенности использования нити разных видов шерсти, текстуру, цвет и т.п.», – говорит Белпынар.


Текст Виктория Хан-Магомедова
Полный текст статьи опубликован в журнале «Декоративное искусство» №1/412 2011




 
  
       
События
Критика
Проекты
Книжная полка
КультМедиа
Мастерская художника
Арт Трэвел
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2009-2016 Материалы и фотографии разрешается использовать только со ссылкой наwww.fondartproject.ru

follow artproject on:

Разработка сайта www.krable.com