журналы

 

Город, как модель современного производства материальных и культурных ценностей

Человечество всегда стремилось к созданию целенаправленных искусственных образований. Обивая камень, чтобы сделать нуклеус, человек делал то, чего не было и что не могло возникнуть само. Желание создавать нечто отличное от природы едва ли не основное в человеческой деятельности.
Начиная с первых построек, мы можем проследить стремление к строго геометрическим формам, столь редко встречающимся в живой природе. И дело не в том, что материл – бревно, камень – предопределял прямоугольные формы. Древняя архитектура избегала закругленных поверхностей, естественных неправильностей, возродившихся только в ХХ веке. В барокко и рококо они носили скорее декоративный, чем фундаментальный характер. Налицо явная тенденция выделить себя из стихийно развивающегося мира, пусть прекрасного и бурно цветущего. Геометрия линий особенно заметна в пирамидах в любой части света. Квадратные в основе и пирамидальные в высоту, они являются вершинами древней архитектурной и духовной мысли.

Развивая террасное земледелие, люди также меняли ландшафт, превращая холмы и горы в подобие ступенчатых конусов, напоминающих гигантские здания будущего.

Однако кроме создания того, чего нельзя было найти в окружающей среде, разумные существа совершают акты, нацеленные на получение определенного результата. Особенно ярко это проявляется в сооружении жилья и организации места своего обитания.

Можно сказать, что самым большим искусственным образованием, неким огромным механизмом являются города. Уже ранние поселения можно рассматривать как сложную систему, где сочетаются места обитания человека и места его производительной деятельности. Если добывать корни или сеять зерно приходилось там, где это было возможно, то, выбирая место для своего проживания, человек не только предпочитал в окружающей среде холм для защиты, реку, но и руководствовался сложными внутренними ориентирами.

Организация поселения диктовалась не только функциями обороны или удобства расположения на местности, но представлениями о мире, которые определяли жизнь общества. Можно сказать, что города были овеществленной моделью мира. Святилище, дом вождя, дома собраний племени, которые европейцы еще застали в Африке и Океании, – не случайно расположенные сооружения, это ориентиры жизни племени в пространстве, в котором оно обитало.

Как известно, в древних святилищах луч солнца ориентирован на определенную точку, ей подчинена архитектура храма, а также деятельность общины. Мы сталкиваемся с весьма различными проявлениями истинного и мнимого знания. В одних случаях это попытка отгородиться от природных сил: холодного ветра, жаркого солнца, разливов рек и т.д. Но не всегда мы правильно понимаем мотивы древнего человека при выборе стоянок. Наиболее успешно развивались поселения, расположенные в районах повышенной геоактивности. Во многих случаях мотивы выбора места для поселения не соответствуют нашим представлениям о целесообразности, но тем не менее они способствовали организации и объединению коллектива. Человечество нашло определенные формы поселений, которым предпочитало следовать большинство. Ряд исследователей рассматривают процесс выработки этих форм как более важный, чем даже непосредственная производительная деятельность человека. «Человеческое умение изобретать символы куда важнее, чем изготовление орудий».

В этом свете город предстает не только в качестве символа, но и как апофеоз идеи реализации логического мышления, когда решение должено соответствовать задаче. Архитектура – это мечта о том, что достаточно помыслить нечто, перевести его в конкретную задачу и ее реализовать. Продуманность застройки города даже в глубокой древности исключала недоразумения. Возможно, предопределенность идей, очевидная в практике архитектуры, диктуется глубокими, подчас мистическими причинами. С давних времен город – центр реализации религиозных культов. Следование особым законам при возведении храмов должно было означать следование законам высших сил. Уже поэтому четкие формы, выделяющиеся из окружающей среды, создавали образ как бы отчужденный от окружающего разнообразного прекрасного, но несовершенного мира. Подобно тому как на вершине пирамиды встречались два мира: мир высших сил, как сказал бы Платон, мир идей, и мир земной, предопределяемый этими силами. Так и все сооружения должны были быть причастны к этому высшему миру. Пирамиды майя, гигантский храм в Боробудуре, храмы Таиланда с их заостренными и, казалось бы, совершенно неземными навершиями – все они служат местом встречи с высшим разумом.

Коснемся эффективной роли городов не только как символических мест встречи с высшими силами, но и как сил активно влияющих на повседневную жизнь. Храмы и поселения представляли собой не только часть визуального мира древних, не только психологически определяли иерархическую картину мира, но мыслисись как гигантские линзы реальной космической силы, призванные влиять на жизнь и благоденствие огромных масс людей. В определенной степени эти трансляторы и источники энергии должны были влиять не только на благополучие своего племени, но и на судьбы мира. На более высокой стадии развития общества возводились сооружения, которые образовывали своего рода единое силовое поле больших пространств.

Форма древних городов часто предопределялась глубоко символическими характеристиками. Так, древние хетты на городских стенах наряду с божествами изображали священных животных. То есть город не только включал в себя святилище, но и сам являлся святилищем, овеществленным символом, был скульптурно-архитектурным объектом, который и отражал картину мира, и дублировал ее. Люди жили фактически в модели Вселенной.
Поля, угодья, мастерские ремесленников имели не менее сакральный характер, чем храм, и входили равноправно в единый символ.

Современный город также предстает как гигантское сочетание сложных форм конструкций, каркасов, переплетение труб, систем кабелей…

Считается, что город должен обеспечивать нормальное обитание: защищать от влияния среды, решать проблемы обеспечения чистой водой, воздухом. При этом считается, что формы конструкций не оказывают влияния на жизнедеятельность, что вещества, из которых сооружены здания, нейтральны по отношению к человеку.

Текст Владимир Данилин
Полная версия статьи в журнале «Декоративное искусство» №1/412 2011

 
  
       
Парк не на земле
Дефицит парковых зон в современных мегаполисах трудно восполнять. Там, где земельных участков не хватает, архитекторы и дизайнеры предлагают оригинальные идеи... | 15.05.2014
Третий московский урбанистический форум
Третий московский урбанистический форум «Мегаполисы: Развитие за пределами центра», прошедший в декабре 2013 года, стал международной экспертной и... | 15.05.2014
События
№ 1/421 2016
Декоративное искусство № 1/Лето 2016 | 17.08.2016
Критика
Перспективное предложение, или поиск запасного выхода
ХХI век ставит перед дизайнерами новые задачи. В чем различие и что общего в подходах к их решению в Голландии и России? | 15.05.2014
Проекты
Залесье. Традиции народной свистульки
Всероссийский фестиваль народного творчества «Залесье. Традиции народной свистульки» Переславль-Залесский (19 и 20 июля 2014 года) | 15.05.2014
Книжная полка
Расширение географии
В Самаре появились в продаже журналы "Диалог искусств" и "Декоративное искусство". | 02.10.2013
КультМедиа
По страницам журнала "Frieze"
Артпроцесс продолжает знакомить вас с важными медиа в сфере культуры. Сегодня рассказ о лондонском журнале "Frieze". | 20.10.2012
Мастерская художника
"Мастерские художников" останутся в архиве МMOMA
Фонд "Артпроект" закончил первый этап исследовательского видеопроекта "Мастерская. Художник и время" | 18.06.2013
Арт Трэвел
Уличное искусство Бруклина
Пожалуй, нет ничего столь влияющего на настроение горожан, чем прихоти климата. Непостоянство погоды может менять город до неузнаваемости. Подобной силой... | 15.05.2014
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2023