Артпроект - Главная
о фондепроектыжурналыиздательствоконтакты
Русская версияEnglish version

 журналы

 

Мураками в Версале


Защита классической национальной культуры от захватнических посягательств глобализации стала во Франции определяющей тактикой и задачей номер один культурной политики. На сей раз баталия развернулась вокруг творчества художника-провокатора Такаши Мураками.

Осенью 2010 года во дворце Версаля и на территории Версальского парка состоялась выставка скульптур, картин и одного ковра Мураками, основанных на японских комиксах манга. Против выставки выступал принц Сикст Генри де Бурбона Пармского и Комитет по защите Версаля (CDV), созданный для того, чтобы запретить проведение выставки художника Джефа Кунса во дворце в 2008 году.
Осуждая Мураками как убийцу «наследия Франции, национальной художественной идентичности, самого святого во французской культуре», Пармский Бурбон заявил, что художник не проявляет уважения к славе Версаля. «На выставке есть демонстративно гротескные куклы. Эти произведения подрывают единство стиля музея». Кроме того, они нарушают гармонию самого дворца, символа французской истории и культуры.

Мураками отвечал по-разному: «Когда один ставит перед собой цель, другой оказывается несчастным». «Я – Чеширский Кот, который встречает Алису в Стране чудес своей дьявольской ухмылкой, и Шалтай-Болтай, которого она видит, когда зачарованная бродит вокруг замка». «Это начальный бросок между барокко и послевоенной Японией». «Я надеюсь, это вызовет у зрителей шок…»

На стороне Мураками и большие деньги, уплаченные туристами, посещающими Версаль каждый год (это третье по популярности место среди исторических достопримечательностей Франции), и «силы, стоящие за троном». Жан-Жак Айягон, бывший министр культуры Франции и нынешний директор дворцовых музеев Версаля, убежден, что его долг – открыть дворец для художественных творений нашего времени. «Зеркальный зал – тоже вид комикса, прославляющего правление короля», – сказал он в одном интервью.

А Лоран Брюннер, осуществляющий отбор художников для экспонирования в Версале, заявил: «Веронезе не интересует моего девятилетнего сына, но творчество Мураками ему понятно». Лоран Ле Бон, директор Центра Помпиду и куратор выставки, высказался так: «Я действительно хотел сделать все, чтобы возник диалог между Мураками и Версалем».

Когда выставка уже работала, «властные структуры, ответственные за нее», продолжали сопротивление. Не демонстрировались особенно щекотливые, по их мнению, работы, некоторые даже называли их порнографическими. Это фигуры превышающие реальный размер с «телесными жидкостями». Не было в экспозиции скульптуры «Мой одинокий ковбой» (1998), изображающей мастурбирующего молодого человека, чья сперма, вырывающаяся из большого пениса, раскручивается вокруг него, как лассо. Отсутствовала и скульптура «Hiropon» (1997), представляющая похожую на изготовившегося к прыжку зверя молодую женщину в топ-бикини сверху и с обнаженной нижней частью тела. Она сжимает свою большую грудь, а пенистый поток молока закручивается вокруг нее.

Текст Эдвард Рубин
Перевод с английского Виктории Хан-Магомедовой
Полный текст статьи опубликован в журнале «Декоративное искусство» №1/412 2011

 
  
       
События
Критика
Проекты
Книжная полка
КультМедиа
Мастерская художника
Арт Трэвел
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2009-2016 Материалы и фотографии разрешается использовать только со ссылкой наwww.fondartproject.ru

follow artproject on:

Разработка сайта www.krable.com