Артпроект - Главная
о фондепроектыжурналыиздательствоконтакты
Русская версияEnglish version

 журналы

 

Ракурс – «А-Я»

 Не так давно в Париже после выхода седьмого номера прекратил существование любимый нешироким кругом читателей русский журнал по советскому искусству «А – Я».

Тираж его был сравнительно невелик, но известность – достаточно прочной. Именно из «А – Я» (чудом попадавшего в страну) в течение долгого времени – вплоть до появления молодежных номеров солидных журналов и рождения «Ракурса» – мы черпали все сведения о неофициальном советском искусстве у нас и на Западе. И мы, начиная «Ракурс», неизбежно думали о традиции «А – Я». И не только думали, но и воспользовались однажды опубликованным там текстом Кабакова, за что приносим (с некоторым опозданием) извинения и благодарность.

Парижским редактором «А – Я» стал скульптор И. Шелковский, московским корреспондентом и составителем А. Сидоров, участвовали в этой работе А. Косолапов, Б. Гройс, Д. Гамбрелл и многие другие художники и искусствоведы, уже знакомые постоянным читателям «Ракурса».

Но есть, несомненно, люди, которые знают об этом журнале по статье А. Степанова «Путешествие от «А до Я» или от «неофициального» искусства к проповеди антисоветчины», опубликованной в 1986 (сравнительно недавно) в Московской правде». Совершив этот поступок, А. Степанов не мог не стать автором-корреспондентом «Ракурса». Его статье мы отдаем часть места в журнале, потому что она стоит того. Ее лексика вполне концептуальна и сама по себе, но еще лучше выглядит она рядом со спокойным рассказом парижского редактора «А – Я» о том, как создавался журнал. Заочная беседа И. Шелковского и А. Степанова – часть вечного диалога художника и цензора, постоянно идущего в России.

Впрочем, Шелковский – реальный персонаж московской, а затем и парижской художественной жизни. Не то О. Степанов – лицо в некоем роде мистическое, воскрешенное из небытия «Органом московского городского комитета КПСС и Моссовета» ради единственной акции. Кто скажет теперь, что это такой был за Степанов, был ли у этой статьи автор, псевдоним ли это – постоянный или взятый у соседа напрокат для такого случая? (Степанов – достойно, скромно, и не слишком обычно: не Сидоров же, тем более что московский составитель «А – Я» лишил своего оппонента такой возможности.)

Мне трудно сказать сейчас, сколь много значила работа Шелковского и Сидорова над «А – Я». Мне не с чем ее сравнить, ибо репутация русской заграничной прессы XIX века несколько подмочена последствиями, но то, что «А – Я» был реальным фактором художественной жизни и исподволь формировал «теневой кабинет» советского искусства – этого не оспорить никому. Даже А. Степанову. Дело выглядит ныне (когда оно вышло из разряда уголовных) настолько существенным и завидным, что в отношениях его авторов даже проглядывают нотки соперничества. Не стоит нам вторгаться в этот спор и раздавать справедливость.

Восстановим ее только в одном. За все время существования «А – Я» не была опубликована ни одна работа И. Шелковского. Мы пытаемся восполнить этот пробел: с помощью фотографий, сделанных в его мастерской Игорем Макаревичем, и текста «Журнал на подоконнике», перевезенного – снова через границу – но в обратном направлении.

 
  
       
События
Критика
Проекты
Книжная полка
КультМедиа
Мастерская художника
Арт Трэвел
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2009-2016 Материалы и фотографии разрешается использовать только со ссылкой наwww.fondartproject.ru

follow artproject on:

Разработка сайта www.krable.com