издательство

 

скачать pdf
Купить с оплатой через Яндекс.Деньги:
  • PDF файл * - 95 руб.
  • Печатный журнал с доставкой по России - 550 руб.
  • Печатный журнал с доставкой за границу - 750 руб.
Купить
* Журнал в PDF версии будет отправлен Вам на электронную почту после оплаты.
Марина Клименко. Оскар Качаров, Диалоги со временем.

Оскар Качаров (1924–2007) один из представителей легендарных шестидесятников, имя, которое надо помнить широкой публике. Еще одну лакуну в истории нашей памяти заполнила выставка его работ в залах Российской академии художеств и книга о художнике, приуроченная к выставке, под названием «Оскар Качаров. Диалог со временем».

Автор книги, искусствовед Марина Клименко подарила читателям одновременно лапидарный и красочный путеводитель по жизни художника. Органическая ткань из соединения документов, цитат, репродукций и фотографий знакомит нас с удивительным маршрутом творческой судьбы, человека, который начинал как верный адепт социалистического реализма, но, пройдя через годы войны, получив художественное образование в Киеве и Москве, миновав обычные для той эпохи практики поклонения правдивой форме и верной идеологии – вдруг – без внешних поводов переходит к яркой декоративной манере вызова линий, пятен, игры геометрических форм, где ни лицо персонажа, ни одежда, ни верность содержания, ни прочая литературная подкладка социалистической живописи не имеют значения. Главным становится интенция к самоявлению и презентация гипертрофированной индивидуальности.

В этот скачок трудно поверить, но вот он – смотри, например, работу 1961 года «Белье», – перед нами гармония абстрактных прямоугольных разноцветных пятен, поданных с абсолютной свободой и если бы не предохранительная бытовая подпись, этот холст можно было бы принять почти за работу Пита Мондриана «Буги-вуги на Бродвее» (1942-1943). Этот резкий контраст умело подготовлен автором книги и дизайнером издания. А предваряет тихий взрыв формальной экспрессии словно «лаковая миниатюра» работа мастера «К вечеру» (1957), растиражированная в виде открыток, или оптимистический этюд «В госпитале» (1953), где персонажи нарисованы, так как положено советскому художнику. Где позируют не только живые люди, но и неодушевленные предметы.

Но если в живописном ряду появление новых тенденций у Качарова неожиданны, то стоит только внимательному и любознательному читателю заглянуть в документальный текст мемуаров Оскара Абрамовича, которые лейтмотивом проходят через весь альбом, как становится ясно – перед нами мятущаяся натура, и долго жить в рамках художник не сможет, да и не станет. Чего стоит хотя бы его история с попыткой написать картину «В фашистской неволе» (1959) с фигурой старика еврея в центре, каковую пришлось позже замазать как крамолу.

Темперамент художника и его будущее чувствуется и в том, что он говорит о войне, где летал бортмехаником, проступает и в его карандашных эскизах и в том, что судьба была к нему благосклонна, все погибали, а он нет. «Заговоренный», считали Качарова летчики однополчане.

Обычно переход живописца от стартовой манеры, наработанной в художественном вузе, к новациям – переход болезненный, многолетний и непростой, в этом смысле участь Качарова почти завидна. Ему удалось восстать подобно сказочной птице Феникс из рутины псевдо правдивости, выбраться из школярства к оригинальной индивидуальной манере за считанный срок. Молодая динамичная экспрессивная живопись сделала Оскара Качарова одним из самых заметных мастеров той эпохи, но об этом стало понятно только сейчас, когда выставка и главное – масштабный альбом представили нам фигуру художника во всей возможной полноте и значимости.

И вот, что важно подчеркнуть... обычно мастер, утвердившийся в декоративности, остается верен этому выбору до конца жизни, не ищет глубин в найденном, совсем другое впечатление от работ Качарова. Художник начинает путь заново и начинает искать своеобразное третье дополнительное измерение в однотонной эквилибристике плоскостей, ищет философских глубин и приходит к таинственной игре в знаки и эмблемы. Прочесть их – непростая, но захватывающе любопытная задача. Качаров начинает практически «убегать» от живописи в мир изобразительной философии, ищет подтексты в одномерной плоскости. Такие его работы, как «Земляне» (2000; вынесена на обложку альбома), «Мудрец» (1996), или «Антимиры» (2003) или ироничная работа «Светлой памяти Рембрандта» (1987) показывают нам мастера как играющего цитатами из живописи мудреца и знатока... тут и ироничный пассаж к наследию Казимира Малевича, и перекличка с Бернаром Бюффе и, конечно же, переосмысленный Анри Матисс... Да и Рембрандт, где «обыграна» Даная, а профиль Зевса сделанный в манере матиссовского декупажа, говорит, что Оскар Качаров художник исключительной маэстрии и виртуозности. Мэтр, свободный от догм и шор.

При этом – как бы ни была светла его палитра, – зритель чувствует, что Качаров по духу художник смятения, мастер драм и трагедий, даже мизантропии. Эту догадку подкрепляют документальные параллели из мемуаров мастера, где он говорит: «Я устал от самоказни. У каждого свой круг», и ниже – «Все беды от знаний»... эта мысль мастера явно перекликается с библейским рефреном Экклезиаста о том, что «все суета сует» или известным изречением о том, что «во многой мудрости много печали». Та демонстративная игра в цитаты, которую демонстрирует мастер, порой, даже кокетство, и наслаждение от жонглирования стилем и образностью придают его эмблематичной живописи привкус драматизма и исчерпанности формального языка.

Качаров «создатель цветоритмической пластики» – пишет автор текста Марина Клименко, – с этим определением можно только согласиться.

Книга об Оскаре Качарове, несомненно, событие в современной хронике имен постсоветского искусства, она дополняет наше представление о времени, знакомит с масштабной фигурой и, неожиданно, говорит о том, что даже в годы, названные застоем, русская советская живопись была полна животворящих магических жестов пленительной красоты.

 

Ирина Решетникова

 
  
       
Парк не на земле
Дефицит парковых зон в современных мегаполисах трудно восполнять. Там, где земельных участков не хватает, архитекторы и дизайнеры предлагают оригинальные идеи... | 15.05.2014
Третий московский урбанистический форум
Третий московский урбанистический форум «Мегаполисы: Развитие за пределами центра», прошедший в декабре 2013 года, стал международной экспертной и... | 15.05.2014
События
№ 1/421 2016
Декоративное искусство № 1/Лето 2016 | 17.08.2016
Критика
Перспективное предложение, или поиск запасного выхода
ХХI век ставит перед дизайнерами новые задачи. В чем различие и что общего в подходах к их решению в Голландии и России? | 15.05.2014
Проекты
Залесье. Традиции народной свистульки
Всероссийский фестиваль народного творчества «Залесье. Традиции народной свистульки» Переславль-Залесский (19 и 20 июля 2014 года) | 15.05.2014
Книжная полка
Расширение географии
В Самаре появились в продаже журналы "Диалог искусств" и "Декоративное искусство". | 02.10.2013
КультМедиа
По страницам журнала "Frieze"
Артпроцесс продолжает знакомить вас с важными медиа в сфере культуры. Сегодня рассказ о лондонском журнале "Frieze". | 20.10.2012
Мастерская художника
"Мастерские художников" останутся в архиве МMOMA
Фонд "Артпроект" закончил первый этап исследовательского видеопроекта "Мастерская. Художник и время" | 18.06.2013
Арт Трэвел
Уличное искусство Бруклина
Пожалуй, нет ничего столь влияющего на настроение горожан, чем прихоти климата. Непостоянство погоды может менять город до неузнаваемости. Подобной силой... | 15.05.2014
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2023