Артпроект - Главная
о фондепроектыжурналыиздательствоконтакты
Русская версияEnglish version

 Артпроцесс

 
17.10.2011

Расследуя перформанс. Часть 1. Искусство не для всех

В Центре современной культуры «Гараж» открылась ретроспективная выставка Марины Абрамович «В присутствии художника».

Московское присутствие Абрамович проходит по образу нью-йоркского (в 2010 году в МОМА состоялась одноименная выставка, знаменитая длительным перформансом с тем же названием), московскую версию составляют около 50 работ: более 40 документаций перформансов за всю карьеру художницы (та часть экспозиции, которая  как раз укладывается в определение «выставка»), четыре реконструкции перформансов Марины Абрамович, исполняемые специально отобранными людьми, и одна премьера – перформанс-инсталляция «Измерение магии взгляда» (первую неделю с открытия в этом перформансе принимает участие сама Марина Абрамович, затем – вместо нее будут специально отобранные участники). Продлится все до 4 декабря 2011 года.

Часть 1. Искусство не для всех.

«Современное искусство – вовсе не искусство, а сплошное надувательство», – можно услышать на выставках современных художников от неподготовленного зрителя, который испытывает недоверие к выставляемому нечто (даже в гарантах качества – музеях). А профессиональная аудитория дружно выказывает искреннее сожаление о том, как же все-таки далек простой зритель от такого вроде бы близкого современного искусства.

Если такую оценку зритель дает современной живописи, скульптуре, инсталляции, и прочим медиа, то что уж говорить о перформансе.

Искусство ли перформанс? Как его воспринимает зритель? Что испытывает перформансист во время показа?

Перформанс – это в первую очередь испытание (тем более перформансы Абрамович), практика донесения определенного месседжа с помощью своего тела и уже потом художественный жест с той или иной степенью выразительности. Убежденный в этой мысли, прибыл я на выставку.

Что есть искусство в данном случае: тело художника, действие художника или все вместе? А может, коммуникация между людьми по примеру «Эстетики взаимоотношений» Николя Буррио? Однозначного ответа нет, но безусловно существует миф, создаваемый и поддерживаемый художником и другими деятелями арт-процесса.

Я конечно, не против парадигмы профессиональной арт-сцены, но я и за зрителя и его культурное здравие. Реакция публики на произведения перформансистов, так же как и, впрочем, на другие работы актуальных художников, непроста и даже неочевидна. Едва заметная улыбка с долей смущения, но и, конечно, любопытства (при виде обнаженной человеческой плоти – реконструкция перформанса “Imponderabilia”, впервые осуществленного в 1977 году), задумчивый взгляд и даже полное недоумение (реакция на широко представленную документальную часть выставки), нескрываемый интерес и опять же непонимание, но уже теперь и научной составляющей проекта (премьерный перформанс «Измерение магии взгляда» – эксперимент в режиме онлайн, когда два монитора демонстрируют (или имитируют) мыслительную деятельность двух участников, сидящих напротив друг друга).

Кстати о выставочном пространстве. Если перформанс мы переносим в специальную среду (музейную, околомузейную), то он становится искусством, так же как и любые предметы, явление, мысль. С этим история искусства уже знакома. Но как же живой человек, он тоже искусство? Можно вспомнить книгу Эрика-Эмманюэля Шмитта «Как я был произведением искусства» – злободневная проза знаменитого француза о том, как далеко можно зайти в стремлении создать шедевр.

Человек может быть искусством, и его действия в соответствующем контексте перетекают в сферу искусства, если так ощущает сам художник. Но зрителю подобные ощущения часто недоступны, перед ним не традиционные виды искусства (живопись, скульптура, объект), а ситуация. Зачастую такая, которая может происходить где-нибудь в другом месте, и в этом случае искусством не является.

Что испытывает человек, участвуя в перформансе? Станет ли для зрителя этот опыт частью процесса искусства или просто нестандартной ситуацией? Как воспринимать науку на территории искусства и ее эффект? Я решил приблизиться к пониманию этих вопросов и принять участие в новом перформансе Марины Абрамович «Изучение магии взгляда». Этот перформанс – результат взаимодействия художника, группы исследователей-ученых из России и США и стороннего участника, которым может стать каждый желающий по изучению эмоциональных контактов между людьми (записаться на сеанс можно по телефонам ЦСК «Гараж» на любой день до 4 декабря).

О том, как повлияет перформанс на меня, я расскажу в следующей части расследования.

 

Текст Андрей Лукин
Фото Дарья Жмылёва
специально для газеты «Артпроцесс»



Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
События
Критика
Проекты
Книжная полка
КультМедиа
Мастерская художника
Арт Трэвел
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2009-2016 Материалы и фотографии разрешается использовать только со ссылкой наwww.fondartproject.ru

follow artproject on:

Разработка сайта www.krable.com