Артпроцесс

 
17.10.2011

Расследуя перформанс. Часть 1. Искусство не для всех

В Центре современной культуры «Гараж» открылась ретроспективная выставка Марины Абрамович «В присутствии художника».

Московское присутствие Абрамович проходит по образу нью-йоркского (в 2010 году в МОМА состоялась одноименная выставка, знаменитая длительным перформансом с тем же названием), московскую версию составляют около 50 работ: более 40 документаций перформансов за всю карьеру художницы (та часть экспозиции, которая  как раз укладывается в определение «выставка»), четыре реконструкции перформансов Марины Абрамович, исполняемые специально отобранными людьми, и одна премьера – перформанс-инсталляция «Измерение магии взгляда» (первую неделю с открытия в этом перформансе принимает участие сама Марина Абрамович, затем – вместо нее будут специально отобранные участники). Продлится все до 4 декабря 2011 года.

Часть 1. Искусство не для всех.

«Современное искусство – вовсе не искусство, а сплошное надувательство», – можно услышать на выставках современных художников от неподготовленного зрителя, который испытывает недоверие к выставляемому нечто (даже в гарантах качества – музеях). А профессиональная аудитория дружно выказывает искреннее сожаление о том, как же все-таки далек простой зритель от такого вроде бы близкого современного искусства.

Если такую оценку зритель дает современной живописи, скульптуре, инсталляции, и прочим медиа, то что уж говорить о перформансе.

Искусство ли перформанс? Как его воспринимает зритель? Что испытывает перформансист во время показа?

Перформанс – это в первую очередь испытание (тем более перформансы Абрамович), практика донесения определенного месседжа с помощью своего тела и уже потом художественный жест с той или иной степенью выразительности. Убежденный в этой мысли, прибыл я на выставку.

Что есть искусство в данном случае: тело художника, действие художника или все вместе? А может, коммуникация между людьми по примеру «Эстетики взаимоотношений» Николя Буррио? Однозначного ответа нет, но безусловно существует миф, создаваемый и поддерживаемый художником и другими деятелями арт-процесса.

Я конечно, не против парадигмы профессиональной арт-сцены, но я и за зрителя и его культурное здравие. Реакция публики на произведения перформансистов, так же как и, впрочем, на другие работы актуальных художников, непроста и даже неочевидна. Едва заметная улыбка с долей смущения, но и, конечно, любопытства (при виде обнаженной человеческой плоти – реконструкция перформанса “Imponderabilia”, впервые осуществленного в 1977 году), задумчивый взгляд и даже полное недоумение (реакция на широко представленную документальную часть выставки), нескрываемый интерес и опять же непонимание, но уже теперь и научной составляющей проекта (премьерный перформанс «Измерение магии взгляда» – эксперимент в режиме онлайн, когда два монитора демонстрируют (или имитируют) мыслительную деятельность двух участников, сидящих напротив друг друга).

Кстати о выставочном пространстве. Если перформанс мы переносим в специальную среду (музейную, околомузейную), то он становится искусством, так же как и любые предметы, явление, мысль. С этим история искусства уже знакома. Но как же живой человек, он тоже искусство? Можно вспомнить книгу Эрика-Эмманюэля Шмитта «Как я был произведением искусства» – злободневная проза знаменитого француза о том, как далеко можно зайти в стремлении создать шедевр.

Человек может быть искусством, и его действия в соответствующем контексте перетекают в сферу искусства, если так ощущает сам художник. Но зрителю подобные ощущения часто недоступны, перед ним не традиционные виды искусства (живопись, скульптура, объект), а ситуация. Зачастую такая, которая может происходить где-нибудь в другом месте, и в этом случае искусством не является.

Что испытывает человек, участвуя в перформансе? Станет ли для зрителя этот опыт частью процесса искусства или просто нестандартной ситуацией? Как воспринимать науку на территории искусства и ее эффект? Я решил приблизиться к пониманию этих вопросов и принять участие в новом перформансе Марины Абрамович «Изучение магии взгляда». Этот перформанс – результат взаимодействия художника, группы исследователей-ученых из России и США и стороннего участника, которым может стать каждый желающий по изучению эмоциональных контактов между людьми (записаться на сеанс можно по телефонам ЦСК «Гараж» на любой день до 4 декабря).

О том, как повлияет перформанс на меня, я расскажу в следующей части расследования.

 

Текст Андрей Лукин
Фото Дарья Жмылёва
специально для газеты «Артпроцесс»



Tweet

Комментарии

 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если Вы еще не зарегистрированы.

 
  
       
Парк не на земле
Дефицит парковых зон в современных мегаполисах трудно восполнять. Там, где земельных участков не хватает, архитекторы и дизайнеры предлагают оригинальные идеи... | 15.05.2014
Третий московский урбанистический форум
Третий московский урбанистический форум «Мегаполисы: Развитие за пределами центра», прошедший в декабре 2013 года, стал международной экспертной и... | 15.05.2014
События
№ 1/421 2016
Декоративное искусство № 1/Лето 2016 | 17.08.2016
Критика
Перспективное предложение, или поиск запасного выхода
ХХI век ставит перед дизайнерами новые задачи. В чем различие и что общего в подходах к их решению в Голландии и России? | 15.05.2014
Проекты
Залесье. Традиции народной свистульки
Всероссийский фестиваль народного творчества «Залесье. Традиции народной свистульки» Переславль-Залесский (19 и 20 июля 2014 года) | 15.05.2014
Книжная полка
Расширение географии
В Самаре появились в продаже журналы "Диалог искусств" и "Декоративное искусство". | 02.10.2013
КультМедиа
По страницам журнала "Frieze"
Артпроцесс продолжает знакомить вас с важными медиа в сфере культуры. Сегодня рассказ о лондонском журнале "Frieze". | 20.10.2012
Мастерская художника
"Мастерские художников" останутся в архиве МMOMA
Фонд "Артпроект" закончил первый этап исследовательского видеопроекта "Мастерская. Художник и время" | 18.06.2013
Арт Трэвел
Уличное искусство Бруклина
Пожалуй, нет ничего столь влияющего на настроение горожан, чем прихоти климата. Непостоянство погоды может менять город до неузнаваемости. Подобной силой... | 15.05.2014
 

Artproject. г. Москва, ул. Крымский Вал д.8 стр 2 тел.: +7 499 230 37 39
© Copyright 2023